В судьи надо набирать свежие кадры и тщательно следить за справедливостью судейских решений.
Депутаты мажилиса приняли в работу поправки в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей». Это поспособствует совершенствованию судебной системы. В частности, улучшит механизм отбора судебных кадров и позволит лучше оценивать их профессиональную деятельность. Кроме того, будут увеличены сроки давности привлечения судей к ответственности. Изменится и модель финансирования судов. Также будут внедрены новые IT-сервисы в судопроизводство.
По мнению адвоката Бауыржана Азанова, эти поправки нужные и актуальные. Они дополняют то, что ранее уже было сделано в рамках судебной реформы.
— К примеру, введение электронных ресурсов, предназначенных для суда, облегчает работу многих адвокатов, юристов и других участников судебных процессов. Они с каждым днем становятся все лучше и лучше.
Вообще, Казахстан по внедрению этих электронных ресурсов находится на первом месте среди стран Центральной Азии
А некоторые эксперты говорят, что мы лучшие в этом вообще среди всех азиатских стран, — замечает он.
Увеличение сроков давности привлечения судей к ответственности, по мнению Азанова, также очень правильное решение. Но в идеале надо, чтобы эта возможность была бессрочной. Чтобы в любой момент судью можно было привлечь за принятие незаконных или некачественных судебных актов.
— Для этого должны отсутствовать любые сроки.
Судья должен понимать, что он несет ответственность за судебный акт — отвечает своей головой. Но нужно еще определить, кто будет оценивать тот или иной судебный акт на соответствие правовым нормам,
— подчеркивает он.
В дополнение к принятым мерам, по словам адвоката, улучшению качества правосудия поспособствует выборность судей — районных, областных, городских.
— Если судей будут выбирать, это сделает их подотчетными. Когда выбранный судья ответственен перед своими избирателями, тогда улучшится качество правосудия. Посредством выборов удастся достичь и независимости судей, — убежден Бауыржан Азанов.
Адвокат Байрамалы Ахмедов отмечает: реформы в судебной системе Казахстана нужны. Многие из них имеют благотворное влияние на судебный процесс.
— Кадровый вопрос в судебной системе продолжает оставаться актуальным. Но новых судей надо искать не среди секретарей судебных заседаний. На первый взгляд видно, что они сидят в суде и знают всю судебную «кухню» изнутри. Но такие вбирают в себя как положительные, так и отрицательные качества того судьи, с которым работают.
Все зависит от того, какой судья подает пример. Если он положительный, нравственный, деятельный, грамотный, умный, то секретарь, конечно, перенимает очень хорошие качества
Но если судья ведет процесс как попало, соответственно и секретарю передаются такие же модели поведения. Поэтому в судебную систему судей надо брать извне: из действующих адвокатов, юристов. И к судебной работе их надо готовить.
У нас нередко бывает, что судьи сидят уже в третьем поколении: дед работал, отец, а теперь и внук. Династии — это неплохо. Но поскольку судей в стране ограниченное количество, сразу видно, кто чей сын. И у людей это вызывает негативную реакцию. Хотя человек может быть прекрасным специалистом. Поэтому я считаю, что нужна «свежая кровь», свежее мышление.
Новых специалистов надо принимать в низовые звенья и постепенно повышать до уровня верховного суда. Причем они должны не только иметь опыт положительной работы, но еще и определенный жизненный опыт
Поэтому в судьи должны идти люди старше 35 лет. Случается, что судья начинает читать нравоучения двум разводящимся 50-летним супругам, в то время как сам он еще не женат, — рассказывает адвокат.
По словам Ахмедова, хорошие кадры это еще не все. Если не будет надлежащего контроля, начиная от верховного до областного судов, это ни к чему позитивному не приведет.
— Контроль должен выражаться следующим образом. Вот мы пишем апелляционную жалобу на решение суда. Суд апелляционной инстанции должен рассматривать все доводы и отражать в своем постановлении, какие из них были проверены, какие нет. В жалобе мы, к примеру, указываем на нарушение закона.
Суд должен проверить и сказать, действительно ли нарушение было допущено или нет
Судья верховного суда, получив кассационную жалобу, должен выписать каждый довод и дать свои пояснения по каждому пункту. А не просто предоставить формальный ответ, что судом дана надлежащая оценка. Когда судья будет понимать, что его решения будут отрецензированы, разобраны по косточкам вышестоящими судебными инстанциями, он будет стараться выносить справедливые решения, а не в угоду чьей-то воле.
— Чем больше решений судей будет по такой модели отменяться, тем более худший будет у него показатель. Конечно, в данном случае иногда играют роль оценочные факторы, а иногда прослеживается явное нарушение закона. Во втором случае судья должен нести ответственность, — считает Ахмедов.
По его словам, увеличение сроков давности привлечения судей к ответственности — здравая мера.
— Ведь решение судьи могут отменить через год или два.
Допустим, судья второй инстанции закрыл глаза на те нарушения, которые были в вынесенном решении, и оно вступило в законную силу. Пока другая сторона добивалась его отмены, прошло, например, два года
Когда мы спрашиваем, почему судью не привлекли к ответственности, разводят руками и говорят, что срок уже истек. Изменения, которые сейчас принимаются, исключат подобные случаи и помогут дисциплинировать судей, — убежден адвокат.