Экономист рассказал, в каком направлении, скорее всего, будет развиваться отрасль при новом министре.
Магзум Мирзагалиев назначен министром энергетики Казахстана. Соответствующий указ подписал президент страны. Кандидатуру ранее согласовали депутаты мажилиса. До этого М. Мирзагалиев был министром экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана. Предыдущий министр энергетики Нурлан Ногаев теперь аким Мангистауской области.
Экономист Асет Наурызбаев считает, что назначение Мирзагалиева на пост министра энергетики обусловлено одной значимой причиной.
— Какие поставили задачи перед новым министром, мы можем только догадываться. Потому что сначала человек работает на репутацию, потом репутация на человека. Но
я подозреваю, его назначили, чтобы реализовать схему по атомной станции. До этого Мирзагалиев успешно реализовал схему с мусоросжигающими заводами
И сделал это методами в стиле 90-х: быстро, нахрапом, с применением административного ресурса и большими коррупционными рисками. Поэтому он теперь на хорошем счету как специалист по «протаскиванию» подобных схем. И поэтому его определили в энергетику, хотя раньше он работал в другой сфере, — отмечает экономист.
— Расскажите подробнее, как происходило продвижение проекта мусоросжигающих заводов?
— Министерство экологии публично провело аукцион на их строительство.
При проведении были сформулированы условия, ограничивающие конкуренцию. Благодаря этому в конкурсе участвовала только одна команда. Она и выиграла тендер
Как итог, за электроэнергию, которая будет выходить с этого мусоросжигающего завода, мы будем платить 170 тенге за киловатт в час. То есть в 12 раз больше.
— А почему убрали предыдущего министра энергетики Нурлана Ногаева, сделав его акимом Мангистауской области?
— Вероятно, посчитали, что он не в состоянии «протащить» проект по атомной энергетике. Но
он знаменит тем, что своим приказом «втихаря» поднял стоимость электроэнергии в Казахстане в среднем на 15%
А поскольку его приказы не контролируются антимонопольным органом, решение получилось единоличное, безо всякого общественного контроля. И мы, конечно, как всегда «прохлопали». Поскольку повышение цены они спрятали в увеличении тарифа для бюджетников в первую очередь и коммерсантов. Население не очень-то это и заметило.
— На ваш взгляд, на должности министра энергетики должен быть какой человек?
— В развитых странах министрами становятся люди, которых выбирают на выборах. На должность человек должен приходить с понятной программой. Сейчас программы никакой не объявлено. Да ее и нет. Весь упор, как я уже сказал, делается на строительство в Казахстане атомной электростанции. После ее ввода в экспплуатацию 1 киловатт в час будет стоить 60 тенге. Сейчас он стоит 20 тенге. И чтобы протащить такую сделку, требуется опытный человек.
Тем временем президент одной рукой держит повышение роли возобновляемых источников энергии, а другой продвигает атомную станцию
Но надо выбирать что-то одно.
— А что бы выбрали вы?
— Возобновляемые источники энергии позволяют получить самую дешевую электроэнергию. Сейчас мы используем старые станции, которые уже давно самортизированные — грубо говоря, достались собственнику за ноль. Инвестиции возвращать не надо, а благодаря этому тариф низкий.
Но тариф повышается из-за естественного износа оборудования. В перспективе эти станции надо будет заменять. И здесь самая дешевая альтернатива — зеленые технологии. Электроэнергия обойдется в 14 тенге за киловатт в час
Государство должно создать условия, при которых ускоренным образом будет развиваться новая генерация. И если конкурсы на замещение новых мощностей проводить честно, возобновляемая энергетика в Казахстане будет развиваться очень быстро.
— Но, к сожалению, у нас нет привычки проводить тендеры честно. И если мое предположение верно, и Мирзагалиев назначен, чтобы нечестно провести конкурс по атомной энергетике, мы все будем переплачивать.
Если же мы сможем добиться, чтобы этого конкурса не было, тогда в честных аукционах победит возобновляемая энергетика. Вообще, атомная энергетика заканчивает свой жизненный путь. Потому что появились новые технологии. А нам пытаются навязать устаревшие.
— Если мы придем к зеленой энергетике, какой вид энергии нам больше подходит? И куда выгоднее государству в целом вкладывать инвестиции? Может быть акцент на атомной энергетике и делается, потому что это менее затратно?
— В Казахстане много солнца, но есть и большой потенциал ветряной энергии. Для нас, потребителей, важны не объемы инвестиций, а конечная цена. А инвестировать должно не государство, а частные компании.
Солнечная энергетика у нас почти вся в частных руках. Частники спокойно могли бы нам построить солнечные батареи и закрыть всю потребность в электроэнергии на годы вперед
А на строительство атомной станции потребуются деньги из Нацфонда, потому что туда вложений требуется гораздо больше. Может возьмут длинные деньги в кредит у России. Но вообще, эта история не рыночная — нам навязывают дорогую и опасную атомную электроэнергию. И это большая проблема.