Впервые с 2018 года стоимость Brent подбирается к 80 долларам за баррель.
Вторая половина августа на рынке нефти ознаменовалась возвращением цен к многолетним максимумам. 23 сентября Brent преодолела отметку в 77 долларов. В начале лета нефть уже подбиралась к этой отметке, однако закрепиться не удалось.
24 сентября рост продолжился. Стоимость Brent в моменте доходила до 78,2 долларов, что произошло впервые с октября 2020 года. На утро 27 сентября цена продолжает оставаться у отметки в 78 долларов.
Нынешний росту способствовало несколько факторов. Один из них – публикация данных по запасам нефти в США. Согласно цифрам министерства энергетики, коммерческие запасы уменьшились почти на 3,5 млн баррелей. Сокращение оказалось не таким сильным, как ждали аналитики (3,8 млн баррелей). Но снижение происходит пятый месяц подряд, за это время они стали меньше почти на 80 млн баррелей (до 413,9 млн), минимум с октября 2018 года.
Куда и зачем из Казахстана уезжает молодежь? — исследование
По мнению экспертов, добыча нефти в регионе значительно сократилась и из-за ураганов в Мексиканском заливе.
Рынки ждут, что в перспективе это может привести к дефициту нефти и нефтепродуктов. Сейчас поставки в США находятся на самом низком уровне за три года, а запасы в Европе находятся ниже среднего в течение всего года.
Еще один важный поддерживающий фактор также пришел из США – ослабление доллара. По данным Reuters, индекс DXY (курс доллара относительно шести ведущих валют) опускался на 0,5% до отметки 92,98 пункта. Это, в свою очередь, связано с слабыми данными по рынку труда США и индексу PMI.
Эксперты отмечают: на рынке все большую роль играет погода. Дело не только в добыче сырья, но и в его потреблении. Северное полушарие встречает зиму с рекордно низкими запасами газа и беспрецедентными ценами, которые в Азии превышали 1 000 долларов за тысячу кубометров, а в Европе едва не коснулись этой отметки.
Дорогой газ повысил спрос на другие, более доступные, источники энергии, в том числе уголь. Его стоимость в Европе достигла 13-летнего максимума: контракты на 2022 год заключались по 137 долларов за тонну, хотя еще два месяца назад были ниже 70.
Тенге — переоценен, рубль — недооценен: когда будет девальвация? — эксперты
Находясь под угрозой энергетического кризиса, странам ЕС, возможно, придется этой зимой топить мазутом: это увеличит спрос на нефть на 2 млн баррелей в день, в особенности если зима окажется холоднее климатической нормы. Начать «топить нефтью» могут также промышленные предприятия и некоторые НПЗ, что еще больше увеличит потребность в баррелях и может толкнуть цену еще выше.
Насколько – вопрос неоднозначный. Vitol Group ожидает, что нефть поднимется выше 80 долларов за баррель, отчасти потому что рост цен на газ увеличивает спрос на сырую нефть в производстве электроэнергии. Goldman Sachs Group заявляет, что цена на нефть в случае более сильного похолодания может превысить даже 90 долларов. Отдельные прогнозы оценивают Brent в конце года и в 100 долларов.
Рост цен на нефть вновь обострил вопросы добычи. Нигерия просит партнеров по соглашению ОПЕК+ повысить ее базовый уровень добычи, который используется для определения квот. По словам министра нефти страны Тимипре Силвы, уровень добычи должен быть повышен с 1,7 до 2,2 млн б/с.
https://365info.kz/2021/09/girya-na-byudzhete-pochemu-fond-problemnyh-kreditov-vsegda-v-dolgah-obzor-kazsmi
Вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд. Базовый уровень добычи в соглашении ОПЕК+ — это отсечка, от которой считаются квоты. В соглашении, подписанном в апреле 2020 года для всех стран за исключением России и Саудовской Аравии, за базовый был принят уровень добычи по состоянию на октябрь 2018 года.
Вопрос о пересмотре референсных уровней возник в ОПЕК+, когда страны начали восстанавливать добычу нефти с весны этого года. Первыми его подняли ОАЭ, которые настаивали на повышении показателя с 3,2 до 3,8 млн б/с. После долгих переговоров страны наконец пришли к согласию. Базовый уровень добычи изменили сразу для нескольких стран, включая Россию, Саудовскую Аравию, Ирак и Кувейт.
При подготовке текста использованы материалы РБК, «Коммерсанта» и finanz.ru