15 сентября россияне заявили о прекращении работ над сверхтяжелым носителем, а 16-го подписан договор с Bazis Construction о начале работ на ракетно-космическом комплексе «Байтерек».
Инициированный около пяти лет назад носитель, призванный обеспечить полеты российских космонавтов на Луну, оказался не нужен. Причина — в основе проекта технологии 40-летней давности. Теперь практически с нуля начнется проработка новой ракеты: с метановым топливом и возможностью возвращать первую ступень для повторного запуска. Когда будут созданы эти технологии, неизвестно.
Казахстанские специалисты такой поворот событий называют едва ли не полным срывом проекта «Байтерек». Дело в том, что «Союз-5», основа «Байтерека», являлся составной частью отмененного сверхтяжелого носителя, его первой ступенью. Теперь нет гарантий, что «Союз-5» мы увидим в реальности. Поскольку никаких задач в российских перспективных программах у него нет.
Издатель специализированного журнала «Космические исследования и технологии», глава компании Сosmos.kz Нурлан Аселкан считает, что Казахстан стал заложником будущих решений России по «Байтереку».
— Уже на следующий день после того, как «Роскосмос» объявил о прекращении работ над сверхтяжелым носителем, Дмитрий Рогозин в своем Telegram-канале сообщил о заключении договора между Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) и ТОО Basis Сonstruction на создание на «Байконуре» ракетно-космического комплекса для обеспечения пусков новейшей ракеты-носителя «Союз-5», в рамках проекта «Байтерек», — говорит эксперт. — Поясню, что первой и основной задачей для сторон подписанного договора будет демонтаж стартового комплекса «Зенит-М».
На его месте в будущем планируется начать создание старта уже для «Союза-5»
Будет ли реализована вторая, созидательная часть, договоренностей? Появится ли ракета, для которой как будто все и затевается? Это пока остается загадкой.
— Если не ошибаюсь, и канувший в Лету «Союз-5» далеко не первый носитель, на который Казахстан и Россия делали ставки, инициируя совместное предприятие «Байтерек»? То есть одна несозданная ракета сменяется другой?
— Так и есть. В далеком 2004 году руководство Казахстана и России договорились создать на космодроме «Байконур» новый ракетный комплекс на нетоксичных компонентах топлива «кислород-керосин». Это позволило бы избавиться от токсичного «Протон-М». А также организовать дела таким образом, чтобы имеющиеся и перспективные заказы по «Протону» плавно перетекли на новую ракету.
И Казахстан, и Россия, совместно вложив деньги в проект — Казахстан в наземную инфраструктуру, а Россия — в ракету, планировали развивать космическую отрасль, не прерывая эволюционного развития космодрома. Таковы были планы.
Для реализации нового начинания в начале 2005 года было создано совместное казахстанско-российское предприятие «Байтерек». Ракетой, которая должна была стать основой проекта, выбрали перспективную российскую «Ангару». Все ожидали быстрой реализации проекта.
Казахстанское правительство выделило специальный бюджетный кредит размером 223 млн долларов
Определили место для строительства нового стартового комплекса — на левом фланге космодрома, рядом с аналогичным для «Протона». Оставалось только дождаться успешных летных испытаний «Ангары».
— Дальше история известная. Разработка «Ангары», начавшаяся в 1995 году, в середине нулевых продолжала оставаться в коматозном состоянии. Забегая вперед, отмечу, что вместо расчетного времени дебюта «Байтерека» с этой ракетой в 2008 году первый старт «Ангары» состоялся в 2014 с северного космодрома «Плесецк».
Тем временем проект как призрак бродил по космодрому. Вместо протоновской площадки стороны предложили построить стартовый комплекс на основе объектов ракетной системы «Энергия-Буран».
Вся эпопея с «Ангарой» была завершена в 2010 году. Просто Казахстан осознал, что ракету придется ждать долго, очень долго
Наземный комплекс, который мы должны были для нее построить, оценивался в 1,6 млрд долларов. И наша сторона от этого варианта решила отказаться.
После этого было принято совместное решение использовать в качестве сердцевины проекта — основной базовой ракеты — украинский носитель «Зенит». Он разрабатывался и строился на Украине, но использовал ряд российских компонентов. Соответственно, проект стал мигрировать на правый фланг космодрома — стартовый комплекс «Зенит».
Все шло как по маслу. Но разразившийся в 2015 году конфликт между Украиной и Россией поставил крест и на этой возможности
Затем была пауза. Обсуждались разные варианты возможных ракет для проекта. И спустя некоторое время российская сторона, разрабатывая свою научно-исследовательскую тему под названием «Феникс», предложила Казахстану носитель среднего класса, который сменил уже четыре названия. Сначала «Феникс», потом «Сункар», затем «Союз-5». Ныне официально ракета именуется «Иртыш».
— Вы не заметили в 2021 году странную активность вокруг «Байтерека» со стороны «Роскосмоса»?
— Да, идет резкое форсирование всех процессов. Летом прошла защита эскизного проекта.
Первая попытка не удалась — Казахстан отверг стоимость «Байтерека» в 160 млрд тенге. Были и другие замечания технического и юридического характера
Дальше произошло удивительное. Взяв месяц на размышление, «Роскосмос» согласился на сумму в 88 млрд тенге. После этого глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин объявил о скором подписании контракта между Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) и казахстанской подрядной организацией. Что и случилось 16 сентября.
Разумеется, снижение первоначальной суммы вдвое не может не вызывать удивления
Кроме версии о непомерных аппетитах наших визави, есть более прозаические объяснения. Удешевление достигнуто путем продления ресурсов оборудования, которое сможет отработать максимум на двух-трех пусках и после этого будет отправлено в утиль. Если до этого еще дойдет дело. Но главный интерес — демонтаж существующего и работоспособного стартового комплекса «Зенит-М».
— Зачем?
— Чтобы окончательно прекратить работу украинских предприятий на «Байконуре». Ну и заработать на всех этих бетонных работах.
Образно можно сказать, что бульдозер побеждает ракету «Зенит»
Здесь следует отметить одно крайне важное обстоятельство. Специалисты предлагали оставить в целости и сохранности стартовый комплекс «Зенита» и вести новое строительство для «Союза-5» на базе второй стартовой площадки, пострадавшей от взрыва в 1990 году. Либо на свободной территории. Этим достигалось бы резервирование пусковых установок. Кроме того, у Казахстана оставалась возможность продолжить эксплуатацию украинских «Зенитов» или ракет его семейства. Которые, кстати, благополучно летают сейчас с космодрома в Северной Америке.
Такой сценарий соответствовал стратегическим интересам Казахстана, позволял в полном объеме реализовывать проект «Байтерек» с Россией и давал бы страховку как «Зениту», так и «Союзу-5».
Но было принято иное решение. Уж очень нужно кому-то демонтировать стартовый комплекс и закрыть дорогу «Зенитам» на космодром. А заодно оставить нас наедине со всеми рисками.
Поэтому проект из ракетно-космического уже давно эволюционирует в сторону монтажно-строительного
Получилось так, что головной организацией-разработчиком КРК «Байтерек» стал не ракетно-космическая корпорация «Энергия», как предполагалось изначально, а ЦЭНКИ.
Через генерального подрядчика ЦЭНКИ будет проектировать и строить стартовый комплекс, необходимую инфраструктуру, переоснащать монтажно-испытательный корпус. То есть все, что стоит на земле.
А будет ли ракета, в какие сроки и что она будет из себя представлять, вопрос десятый
Еще интересный момент. Впервые прозвучало название генеральной проектной организации и генерального подрядчика, которого этот самый ЦЭНКИ пригласил для исполнения проекта. Им оказалась известная в Казахстане строительная компания «Базис» и ее подразделения. Которая специализируется на жилищном и капитальном строительстве.
— А специалисты уже дали оценку этому выбору с той точки зрения, что «Базис» не специализируется на космических стройках?
— Не специализируется, конечно. Специалистам пока трудно давать какое-то заключение — официальные документы не обнародованы. Все это пока только обсуждается в экспертном сообществе.
— Если в рамках проекта «Байтерек» начинается сначала демонтаж имеющегося стартового комплекса и далее строительство наземной инфраструктуры, а при этом никто не знает, когда будет ракета, то эта стройка будет сколько-то долго стоять и ждать своего часа? И не исключено, что не дождется?
— Ракетно-космический центр «Прогресс» в Самаре отвечает за ракету. А тот сценарий, который вы озвучили, вполне возможен. Последняя новость о прекращении в России работ над сверхтяжелой ракетой внушает серьезные опасения. Ведь «Союз-5», его первая ступень была основой отмененного проекта. К тому же за последние годы «Союз-5» только и делал, что терял свои перспективные задачи.
Сначала он перестал рассматриваться как носитель для пилотируемой программы. Затем, после объявленных США санкций, его коммерческое использование на мировом рынке пусковых услуг стало делом нереальным. Далее, энергетика носителя составляет примерно 17 тонн на низкую околоземную орбиту.
Покажите те спутники, ту полезную нагрузку, которую он будет выводить. Их на сегодня нет. А теперь «Союз-5» стал не нужен «Роскосмосу»
как составная часть несостоявшегося сверхтяжелого носителя. Потерял свой последний функционал. Возможно, теперь остается только говорить о нем, чтобы казахстанские партнеры не теряли надежду. А создавать его никто не будет.
— А есть вообще какие-то директивные сроки, когда он полетит первый раз?
— Когда были внесены изменения в соглашение по «Байтереку», назвали новую дату. Летные испытания комплекса должны начаться в конце 2023 года.
По большому счету, в проекте нашей стороне достается бетон и земляные работы
В нем совершенно нет составляющей, связанной с высокими технологиями, доступу к космическому рынку.
— А будет от всего этого польза и доход?
— В выигрыше будут прежде всего те структуры, которые этим проектом занимаются.
Заложены достаточно большие деньги и серьезный объем работ. Уже проведены предварительные изыскательские работы
Затем будет демонтаж стартового комплекса «Зенит-М». Это тоже с рыночной точки зрения прибыльная позиция. Дальше — строительство комплекса, поставка оборудования, монтаж и так далее. Минимум три года спокойных доходных работ.
— А если все-таки случится чудо, и ракета появится?
— В таком случае возникнет вопрос «что это даст?» к совместному предприятию «Байтерек», а также к руководству казахстанской и российской космических отраслей.
— Вообще, для чего вся эта затея с «Союзом-5»? Что эта ракета должна выводить в космос?
— Сложно вообще что-то сказать о коммерческом характере проекта «Байтерек», когда не обозначена продажная цена ракеты для казахстанской стороны. Оснований ждать на нее заказы также нет. Стоимость выведения 1 кг груза в финансовой модели в ТЭО «Байтерека» определена в 12,5 тысяч долларов США. В это же время среднемировые цифры составляют около 10 тысяч долларов. С тенденцией к снижению.
Обязательства «Роскосмоса» о гарантированном пусковом минимуме также легко можно обойти. Например, выставив казахстанской стороне неприемлемые по экономике условия
А если реализуется самый худший сценарий — ракеты не будет, и мы останемся с демонтированным стартовым комплексом «Зенит-М» и, возможно, даже с построенным комплексом для нерожденного «Союза-5», придется ответить на другие вопросы.
— То есть вы предполагаете, что сейчас стороны, форсируя события по «Байтереку», таким образом используют любые возможности выкачать из проекта побольше денег?
— Раз о намеченной стройке заявили, она вот-вот начнется. А что будет в итоге, вопрос риторический.
В той же Самаре сейчас разрабатывается проект другой ракеты — перспективного носителя «Амур». Он должен будет летать на сжиженном природном газе. И Дмитрий Рогозин уже сообщил о планах создавать новые ракеты, в том числе сверхтяжелые, на передовых технологиях.
Вполне возможно, что на каком-то этапе, когда мы успешно демонтируем имеющийся старт и будем думать о строительстве новой инфраструктуры,
нам предложат эту самую «лучшую ракету». С просьбой подождать еще, скажем, лет пять-десять. Чтобы совсем перед нами не оскандалиться
А то непорядок, «Союз-5» ведь тоже был задуман на технологиях сорокалетней давности, как и почивший в бозе сверхтяж. Так что не будем спешить. Тем более, что самому «Байтереку» уже больше полутора десятка лет. Он может и еще потерпеть.
Все что мы видим, говорит о том, что реализация проекта «Байтерек» может быть процессом долгим, почти вечным. И что самое интересное — постоянно финансируемым из бюджета. Так что мы очевидцы того, как время и обещания «съедают» все больше бюджетных средств.