Вчера казахстанские атомщики отметили свой очередной профессиональный праздник.
28 сентября ежегодно отмечают свой день работники атомной отрасли республики. Официально его установил своим Указом Нурсултан Назарбаев в 2008 году. Отрасль на сегодня — одна из самых перспективных в нашей экономике.
С профессиональным праздником коллег поздравил министр энергетики Магзум Мирзагалиев.
— Атомная отрасль Казахстана считается не только одной из ключевых, стратегически важных и успешных отраслей экономики, но и является одной из самых высокотехнологичных, наукоемких в стране. И в этом заслуга прежде всего вас – выдающихся ученых, конструкторов, инженеров, квалифицированных рабочих, — заявил он.
Министр поблагодарил работников отрасли за преданность своему делу и желание добиться результатов.
— Уверен, что ваш опыт и знания будут и дальше служить делу развития и укрепления атомной отрасли нашей страны. Опираясь на новейшие достижения науки, глубокие знания и накопленный опыт, вы сумеете придать инновационный импульс экономике всей страны, — подчеркнул глава ведомства.
Свою историю наша атомная промышленность начала еще при СССР — в 1942 году. В этот год 28 сентября Государственный комитет обороны СССР принял распоряжение «Об организации работ по урану». Тогда же при Академии наук СССР начали создавать специализированную лабораторию.
На территории Казахстана в сороковых года приступили к разведке, а затем и добыче урановых руд. 1 января 1948 года была создана так называемая «Волковская экспедиция» со штабом в Алма-Ате — производственно-геологическое объединение, в чьи функции входили именно разведка и добыча. Затем появились «Краснохолмскгеология», «Степгеология», «Кольцовскгеология».
Ядерная история Казахстана: от первых экспериментов до Национального ядерного центра
В 1949 году продукцию для отрасли начал выпускать завод 2а (позже он стал Ульбинским металлургическим). Позже на территории республики ввели в эксплуатацию еще несколько перерабатывающих комбинатов.
Уже в 1951 году на территории КазССР открыли первое урановое месторождение Кордай (Жамбылская область).
Затем нашлись и другие месторождения, особенно после изобретения в шестидесятых годах нового метода добычи:
В 1957 году появился Институт ядерной физики Академии наук КазССР (на базе физико-технического института АН).
Еще через десять лет, в 1967 году, при ИЯФ заработал исследовательский атомный реактор.
16 июля 1973 года начал действовать первый в мире опытно-промышленный энергетический реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350.
После обретения независимости Казахстан отказался от ядерного оружия, но не от мирного использования. Хотя какое-то время атомная отрасль, как практически и все постсоветское пространство, находилась в кризисе, ситуацию удалось выровнять. И сразу возникла необходимость в высококвалифицированных кадрах для отрасли. Для решения проблемы нужно было принимать ряд мер, что и было сделано. Например, в 2003 году парламент ратифицировал соглашение о сотрудничестве между Казахстаном и ЕС по атомной энергии.
Документ в числе прочего обговаривал стажировку казахстанских студентов и специалистов в странах Европейского союза
— Ратификация этого соглашения позволит Казахстану расширить и укрепить научно-технические связи, а также получить доступ к информации и технологиям промышленно развитых стран Западной Европы в области ядерной энергетики и атомной промышленности, — заявлял на тот момент министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник.
В 2004 Южная Корея и Казахстан подписали соглашение о мирном использовании атомной энергии. Согласно этому документу,
страны могли обмениваться научной информацией и проводить совместные проекты в атомной отрасли
В том же году появился Казахстанский ядерный университет, в котором специалисты могли проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, новое учреждение образования занялось профильной подготовкой старшекурсников из технических вузов республики.
В Концепции развития топливно-энергетического комплекса РК до 2030 года на атомной отрасли делается особый акцент. Аналитики предсказывают, что общий мировой спрос на продукцию к тому времени вырастет более чем в два раза и в 2030 году составит около 50 млрд долларов США. Мощность только мировой атомной энергетики увеличится более чем наполовину. Из этих выкладок можно понять, насколько большие перспективы заключаются в развитии этой сферы экономики.
Прогнозные запасы урана на нашей территории — почти два миллиона тонн, достоверно установленные — около одного миллиона
Инвестиции в отрасль уже составляют около четырех млрд долларов США и на этом останавливаться не собираются. Поскольку своих АЭС (а тем более ядерного оружия) в республике нет, добытое сырье экспортируется. Львиная доля идет в Китай, а около 16% — в страны Европейского союза.
Казахстанскому урану угрожают внутренние коллизии в США — Bloomberg
Однако в той же Концепции отмечено несколько проблем отечественного комплекса. Среди них недостаточное финансирование научных исследований в этой сфере и нехватка квалифицированных кадров (последнее даже с учетом уже упомянутых мер).
Тем не менее авторы Концепции полагают, что Казахстан сохранит лидирующие позиции в добыче урана вплоть до 2030 года. Также будут оценены основные проекты по развитию переделов производства ядерного топлива.
При этом:
Хотя вопрос строительства АЭС на территории республики в данное время остается открытым. И 1 сентября 2021 года в очередном Послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев снова его поднял.
— Население и экономика нашей огромной страны растут. А для качественного роста нужна энергия с постепенным закатом угольной эпохи. Помимо возобновляемых, нам придется задуматься и об источниках надежной базовой генерации энергии.
Токаев о строительстве АЭС: «Спешить не будем, но и опаздывать с этим не следует»
Мировой опыт подсказывает наиболее оптимальный выход – это мирный атом. Вопрос непростой, поэтому к его решению надо подойти максимально рационально, без домыслов и эмоций.
В течение года правительство и «Самрук-Казына» должны изучить возможность развития в Казахстане безопасной и экологичной атомной энергетики. Этот вопрос необходимо рассмотреть и с точки зрения развития инженерного дела, формирования нового поколения квалифицированных инженеров-атомщиков в нашей стране, — подчеркнул он тогда.
Ранее Токаев говорил, что с этим вопросом «спешить не будем, но и опаздывать тоже не следует».