Педагогов в школах не хватает. И решать эту проблему надо уже сейчас.
Окончание дистанционного формата обучения отчетливо продемонстрировало проблему нехватки как школ, так и педагогов.
В некоторых учебных заведениях из-за большого наплыва первоклашек были вынуждены создать классы «Ы» и «У». Огромная нагрузка на учителей уже приводит к негативным последствиям. К примеру, в одной из алматинских школ у учителя первого класса случился инсульт. Ее класс «повесили» в нагрузку на другого молодого педагога, у которой уже был свой класс. Из-за низких окладов учителя уходят из профессии. И если сегодня ничего не предпринять, учить будущие поколения попросту будет некому…
По словам депутата мажилиса Ирины Смирновой, нехватка школ — одна из насущных проблем, которые проявились в связи с демографическим ростом в Казахстане.
— Строительство школ и прежде отставало от запроса. Школы были двух- и трех-сменные. Две смены — это вообще практически норма. Хотя на самом деле никакой нормой это не является, это лишь вынужденная мера. Мы видим переполненные классы. Школы идут на то, чтобы все-таки определить всех. Но это не решает проблемы в целом. Большое количество учеников в классах негативно сказывается на их же здоровье.
Получается, ребенок недополучает кислород, возрастает вероятность вирусных заражений. И безусловно, каждому ученику уделяется меньше внимания
Есть разница, или в классе 24-25 детей, что является нормой, или 50. Конечно, работать в таких перегруженных классах учителю тоже практически невозможно. Ведь он обязан дать знания каждому, а учеников слишком много, и он не успевает.
За проверку тетрадей платят за класс. Но не учитывается, что у одного учителя сельской школы в классе 15 человек, а у городского их может быть и 40 с лишним. Соответственно нагрузка получается тоже совершенно разная. А при нехватке кадров преподаватель вынужден брать и второй, и третий класс.
— Поэтому многие не выдерживают и уходят из школы?
— Да, очень многие преподаватели предпочитают репетиторство. Его преимущество в том, что оно никем не проверяется и никак не лицензируется. Вместе с тем оплата труда осуществляется непосредственно родителями и без всяких налогов. Сегодня наши школы просто облепили разнообразные репетиторские курсы и продленки. И в них тоже работают учителя. Кроме того, востребованы они и во многих других направлениях: уходят в туристическую сферу, становятся помощниками руководителей в компаниях и так далее. При этом будущие учителя, обучаясь в вузе, получают повышенную стипендию. Правда,
сейчас требования к педагогам, поступающим на педагогические специальности, намного ужесточили. Прежде не прошедшие по баллам на другие специальности часто шли в педвузы
А закончив, работали вообще не по специальности. Сейчас наконец это все исключили. Сегодняшние выпускники, которые учились на гранте, обязаны работать в школе.
— Но такие правила только начали внедрять. Результат мы увидим года через 3-4. А пока нехватка учителей так и будет проблемой. Мы знаем, что министерство образования объявило о намерениях построить до 2025 года 800 школ. А
президент в своем последнем послании сказал, что будет возведено 1 000 новых школ. Кто же будет в них работать? Об этом надо подумать в первую очередь
Сейчас следует очень быстро использовать ту возможность, которую дает закон об образовании. А он разрешает работать в школе тем, кто этого действительно хочет, но не имеет профильной специальности.
— Как это реализовать?
— К примеру, человек по специальности математик, но не учитель. Допустим, он окончил факультет механики и математики. Вот и
надо дать ему возможность пройти краткосрочное обучение в пединституте по педагогическому направлению
Скажем, по специальностям «педагогика», «психология», «физиология человека» и так далее — все спецдисциплины. Потом он сможет работать в школе. Это требуется сделать, чтобы подтянуть в школьное образование специалистов. Вот тогда это будет хорошей возможностью не только для них, но и для школ. Потому что придут новые люди. И над этим надо думать министерству образования.
— За год зарплата работников сферы образования в РК выросла на 27%. Но многие учителя по-прежнему получают мало. Надо ли поднимать еще?
— Заработную плату надо делать высокой даже для начинающего учителя. Сейчас зарплата 300-400 тысяч тенге в месяц возможна без переработки для того педагога, у которого большой стаж и высокая квалификация. А
молодые учителя получают 100-120 тысяч в месяц. Учитывая, что заняты большую часть времени, включая вечерние переработки дома
Плюс ко всему это высокая ответственность. Конечно, к зарплате могут быть и прибавки. Если преподаватель имеет магистерскую степень, добавляется 35 тысяч; если учитель преподает на английском языке — тоже плюс 35 тысяч. Но если человек окончил только колледж и пришел в школу учителем начальных классов, его зарплата будет низкой.
В Финляндии сделали так: с первых дней работы преподаватель получает высокую заработную плату. Но должен каждый раз он доказывать свою квалификацию
То есть требования к нему высокие — он должен давать результат. Если в Казахстане молодым учителям сделают зарплату 300-400 тысяч, молодежь пойдет работать в школы. Я жду это время. Такой подход позволит притянуть в образование лучших молодых специалистов.
— Какое окажет влияние ужесточение требований к педагогическим специальностям?
— Сейчас выпускник не может пойти на работу сразу после окончании педагогического вуза. Ему это не позволит сделать диплом, человек должен пройти еще сертификацию. И она выявит те заведения, которые готовят наиболее сильных студентов. Туда и будут чаще поступать. А оставшиеся вузы, будут вынуждены работать над повышением качества образования, чтобы в них поступали.
— Сегодня в школах дорабатывают педагоги пенсионного и предпенсионного возраста еще советской школы. Стоит ли сделать какие-то программы, чтобы они могли передать опыт молодым учителям?
— В школах есть наставничество, и оно оплачивается — 17 тысяч тенге в месяц. Сложность в том, что между педагогами предпенсионного возраста и молодыми кадрами слишком большой разрыв. Разные поколения. Противостояние уже даже не из разряда «отцы и дети», а «прадедушки и правнуки».
Считаю, что учитель все-таки должен быть современным и понимать новые направления в образовании. В рамках наставничества происходит взаимообучение
Взрослое поколение передает свой опыт, а молодежь приобщает к новым технологиям и так далее. Но надо понимать, что естественное старение не остановить, а потому надо искать новых учителей. А сейчас у нас перекос в пользу взрослого поколения, потому что молодые педагоги в школы не стремятся.
— Отталкивает от школы еще и то, что на учителя навешивают слишком много дополнительной работы. Как это изменить?
— Сейчас практически все это исключено. Остались непосредственно обязанности учителя. Да, раньше это было, и мы неоднократно выступали против этого. Конечно, и сейчас случаются перегибы на местах. Но учитель должен знать свои права и отказываться от выполнения несвойственных ему функций.
Сегодня ответственность несут уже чиновники, если привлекают учителей к общественным работам
и так далее. Так, недавно в Туркестанской области педагогов направили работать на поле для гольфа. Они пожаловались. Директор школы был снят с должности.
— Как дистанционка повлияла на учителей и уровень их профессионализма? Многие родители жалуются, что они расслабились…
— Преподавать на «удаленке» для педагогов было сложнее, чем в очном формате. С другой стороны, за этот период они получили навыки в условиях новой реальности. Минобразования организовывало для педагогов специальную учебу, чтобы им было проще адаптироваться. И
на практике учителя оттачивали полученные знания
Все это поспособствует обогащению их работы в оффлайн-режиме. Я не думаю, что большинство наших учителей расслабились. Они должны по-прежнему исполнять возложенные на них функциональные обязанности. В каждой школе есть администрация, которая контролирует эти вопросы. И «расслабившихся» надо либо увольнять, либо показать, что надо работать, административными методами. И для этого есть все механизмы.