Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

400 тысяч тенге — справедливая зарплата для молодых учителей — депутат

14810
учитель в казахстане

Окончание дистанционного формата обучения отчетливо продемонстрировало проблему нехватки как школ, так и педагогов.

В некоторых учебных заведениях из-за большого наплыва первоклашек были вынуждены создать классы «Ы» и «У». Огромная нагрузка на учителей уже приводит к негативным последствиям. К примеру, в одной из алматинских школ у учителя первого класса случился инсульт. Ее класс «повесили» в нагрузку на другого молодого педагога, у которой уже был свой класс. Из-за низких окладов учителя уходят из профессии. И если сегодня ничего не предпринять, учить будущие поколения попросту будет некому…

Нехватка и перегруз

По словам депутата мажилиса Ирины Смирновой, нехватка школ — одна из насущных проблем, которые проявились в связи с демографическим ростом в Казахстане.

— Строительство школ и прежде отставало от запроса. Школы были двух- и трех-сменные. Две смены — это вообще практически норма. Хотя на самом деле никакой нормой это не является, это лишь вынужденная мера. Мы видим переполненные классы. Школы идут на то, чтобы все-таки определить всех. Но это не решает проблемы в целом. Большое количество учеников в классах негативно сказывается на их же здоровье.

Получается, ребенок недополучает кислород, возрастает вероятность вирусных заражений. И безусловно, каждому ученику уделяется меньше внимания

Есть разница, или в классе 24-25 детей, что является нормой, или 50. Конечно, работать в таких перегруженных классах учителю тоже практически невозможно. Ведь он обязан дать знания каждому, а учеников слишком много, и он не успевает.

Ирина Смирнова. Фото: Sputnik

За проверку тетрадей платят за класс. Но не учитывается, что у одного учителя сельской школы в классе 15 человек, а у городского их может быть и 40 с лишним. Соответственно нагрузка получается тоже совершенно разная. А при нехватке кадров преподаватель вынужден брать и второй, и третий класс.

Куда уходят педагоги?

— Поэтому многие не выдерживают и уходят из школы?

— Да, очень многие преподаватели предпочитают репетиторство. Его преимущество в том, что оно никем не проверяется и никак не лицензируется. Вместе с тем оплата труда осуществляется непосредственно родителями и без всяких налогов. Сегодня наши школы просто облепили разнообразные репетиторские курсы и продленки. И в них тоже работают учителя. Кроме того, востребованы они и во многих других направлениях: уходят в туристическую сферу, становятся помощниками руководителей в компаниях и так далее. При этом будущие учителя, обучаясь в вузе, получают повышенную стипендию. Правда,

сейчас требования к педагогам, поступающим на педагогические специальности, намного ужесточили. Прежде не прошедшие по баллам на другие специальности часто шли в педвузы

А закончив, работали вообще не по специальности. Сейчас наконец это все исключили. Сегодняшние выпускники, которые учились на гранте, обязаны работать в школе.

1 000 новых школ

— Но такие правила только начали внедрять. Результат мы увидим года через 3-4. А пока нехватка учителей так и будет проблемой. Мы знаем, что министерство образования объявило о намерениях построить до 2025 года 800 школ. А

президент в своем последнем послании сказал, что будет возведено 1 000 новых школ. Кто же будет в них работать? Об этом надо подумать в первую очередь

Сейчас следует очень быстро использовать ту возможность, которую дает закон об образовании. А он разрешает работать в школе тем, кто этого действительно хочет, но не имеет профильной специальности.

— Как это реализовать?

— К примеру, человек по специальности математик, но не учитель. Допустим, он окончил факультет механики и математики. Вот и

надо дать ему возможность пройти краткосрочное обучение в пединституте по педагогическому направлению

Скажем, по специальностям «педагогика», «психология», «физиология человека» и так далее — все спецдисциплины. Потом он сможет работать в школе. Это требуется сделать, чтобы подтянуть в школьное образование специалистов. Вот тогда это будет хорошей возможностью не только для них, но и для школ. Потому что придут новые люди. И над этим надо думать министерству образования.

Зарплата не мотивирует

— За год зарплата работников сферы образования в РК выросла на 27%. Но многие учителя по-прежнему получают мало. Надо ли поднимать еще?

— Заработную плату надо делать высокой даже для начинающего учителя. Сейчас зарплата 300-400 тысяч тенге в месяц возможна без переработки для того педагога, у которого большой стаж и высокая квалификация. А

молодые учителя получают 100-120 тысяч в месяц. Учитывая, что заняты большую часть времени, включая вечерние переработки дома

Плюс ко всему это высокая ответственность. Конечно, к зарплате могут быть и прибавки. Если преподаватель имеет магистерскую степень, добавляется 35 тысяч; если учитель преподает на английском языке — тоже плюс 35 тысяч. Но если человек окончил только колледж и пришел в школу учителем начальных классов, его зарплата будет низкой.

В Финляндии сделали так: с первых дней работы преподаватель получает высокую заработную плату. Но должен каждый раз он доказывать свою квалификацию

То есть требования к нему высокие — он должен давать результат. Если в Казахстане молодым учителям сделают зарплату 300-400 тысяч, молодежь пойдет работать в школы. Я жду это время. Такой подход позволит притянуть в образование лучших молодых специалистов.

Меняется подход

— Какое окажет влияние ужесточение требований к педагогическим специальностям? 

— Сейчас выпускник не может пойти на работу сразу после окончании педагогического вуза. Ему это не позволит сделать диплом, человек должен пройти еще сертификацию. И она выявит те заведения, которые готовят наиболее сильных студентов. Туда и будут чаще поступать. А оставшиеся вузы,  будут вынуждены работать над повышением качества образования, чтобы в них поступали.

— Сегодня в школах дорабатывают педагоги пенсионного и предпенсионного возраста еще советской школы. Стоит ли сделать какие-то программы, чтобы они могли передать опыт молодым учителям?

— В школах есть наставничество, и оно оплачивается — 17 тысяч тенге в месяц. Сложность в том, что между педагогами предпенсионного возраста и молодыми кадрами слишком большой разрыв. Разные поколения. Противостояние уже даже не из разряда «отцы и дети», а «прадедушки и правнуки».

Считаю, что учитель все-таки должен быть современным и понимать новые направления в образовании. В рамках наставничества происходит взаимообучение

Взрослое поколение передает свой опыт, а молодежь приобщает к новым технологиям и так далее. Но надо понимать, что естественное старение не остановить, а потому надо искать новых учителей. А сейчас у нас перекос в пользу взрослого поколения, потому что молодые педагоги в школы не стремятся.

Знать свои права и обязанности

— Отталкивает от школы еще и то, что на учителя навешивают слишком много дополнительной работы. Как это изменить? 

— Сейчас практически все это исключено. Остались непосредственно обязанности учителя. Да, раньше это было, и мы неоднократно выступали против этого. Конечно, и сейчас случаются перегибы на местах. Но учитель должен знать свои права и отказываться от выполнения несвойственных ему функций.

Сегодня ответственность несут уже чиновники, если привлекают учителей к общественным работам

и так далее. Так, недавно в Туркестанской области педагогов направили работать на поле для гольфа. Они пожаловались. Директор школы был снят с должности.

— Как дистанционка повлияла на учителей и уровень их профессионализма? Многие родители жалуются, что они расслабились…

— Преподавать на «удаленке» для педагогов было сложнее, чем в очном формате. С другой стороны, за этот период они получили навыки в условиях новой реальности. Минобразования организовывало для педагогов специальную учебу, чтобы им было проще адаптироваться. И

на практике учителя оттачивали полученные знания

Все это поспособствует обогащению их работы в оффлайн-режиме. Я не думаю, что большинство наших учителей расслабились. Они должны по-прежнему исполнять возложенные на них функциональные обязанности. В каждой школе есть администрация, которая контролирует эти вопросы. И «расслабившихся» надо либо увольнять, либо показать, что надо работать, административными методами. И для этого есть все механизмы.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter