Отсутствие четкой политики работы стабфондов и госорганов в целом заставили аграриев выживать любой ценой.
11 августа министр торговли и интеграции Бахыт Султанов предложить ввести квоты на экспорт овощей. В июле под экспортный запрет попали корма. Методы борьбы с ценами на внутреннем рынке Казахстана используются одни и те же, невзирая на интересы сельхозпроизводителей.
В марте 2020 года из-за начала пандемии Казахстан также ограничил вывоз из страны ряда продукции, включая картофель, капусту, морковь, пшеничную муку и подсолнечное масло. После вмешательства депутатов запрет отменили, но к тому времени на полях сгнили тонны капусты. И фермеры заявили, что не станут больше так рисковать.
И вот мы видим, что в августе минторговли констатирует факт роста цен на капусту на 22%. Министр Султанов прогнозирует сезонное снижение цен на овощи в период уборки урожая — с июля по сентябрь. А морковь как стоила с июня в среднем 350 тенге за килограмм, так и стоит. Вместо привычных ранее 70-80 тенге.
Бахыт Султанов раскритиковал работу стабилизационных фондов при акиматах.
«В некоторых регионах вместо того, чтобы обращать внимание на продукты с повышенным риском, закупались товары со стабильными ценами, — заявил министр. —
Например, 37% средств было потрачено на закупку муки. Ее цена у нас стабильная
Также были приобретены такие товары, как соль и молочные продукты, которые исторически дорожали только в пределах инфляции. Акиматам необходимо сконцентрировать средства на социально значимых товарах с высокими рисками и волатильными ценами».
Эксперт в сфере общественного мониторинга Руслан Асаубаев посвятил работе стабфондов не одно свое исследование. Он и его коллеги даже пытались прорваться в святая святых — региональные закрома. Хотели посмотреть, что хранят на случай необходимых товарных интервенций, как и у кого закупают, по каким ценам. Но…
— Руслан, а реально ли вообще в ситуации с ростом цен на продовольствие стабфондам исправить ситуацию, исходя из их возможностей и полномочий?
— Конечно реально. У государства нет иного выхода. Стабфонды при социально-предпринимательских корпорациях — удобный механизм, в который очень быстро дают деньги для дальнейшего распределения.
Но структура и механизмы работы довольно любопытные. При каждом СПК есть комиссия, которую возглавляет заместитель акима региона. Есть рабочий орган. В разных СПК это разные управления — от сельского хозяйства до индустрии и предпринимательства.
Как там принимаются решения — большой вопрос. Используемая статистика усредненная. То есть реальной информации о том, сколько мы выращиваем, сколько нам нужно и сколько складировать, нет
Нормы потребления продуктов питания известны. Но никто не хочет провести адекватные расчеты. Стабфонды сетуют, что у них нет аналитиков и экспертов. Мы предлагали привлечь к этой работе тех же студентов по финансам Северо-Казахстанского госуниверситета. Но интереса к этому вопросу я не увидел. Я пришел к выводу, что нам попросту не хотят раскрывать информацию.
— Те механизмы, которые есть у стабфондов сейчас, неэффективны. Когда организации дают большие деньги под очень маленькие проценты, это удобно. Они гарантируют по социально значимым продуктам питания на какой-то срок держать цены.
Но всегда есть риск компенсации издержек торговых точек удорожанием других товаров, которые социально значимыми не являются, однако спросом пользуются
И роста цен на эти товары никто, кроме покупателя, не заметит. Раз это не социально значимый товар, значит он находится вне зоны мониторинга акимата.
Два раза в год стабфонды обязаны публиковать информацию об объемах продовольственных запасов. Вот как случилось в 2020 году с капустой на юге, такой же пример есть с картофелем на севере. Сначала аким области призывал сажать картофель, а потом фермеры не смогли его реализовать из-за отсутствия адекватной цены. Поэтому стабфонды должны задавать планку сельхозпроизводителям по закупу продукции в конкретных объемах и с конкретными ценами.
— Спасением в этих ситуациях являются форвардные закупки?
— Да, но когда контракты заключаются в начале года, то есть в период подготовки к предстоящему сезону. А на деле их заключают в период сбора урожая. Как крайнюю меру.
Это же логично, что фермеру нужны дешевые деньги в январе-феврале для подготовки техники, посадочных материалов и рабочих рук. А осенью государство гарантированно забирает урожай
Что происходит сейчас? Настоящий бардак. Государство не знает, сколько и чего посадили, какова себестоимость урожая.
Обратная сторона ограничения экспорта продуктов: что теряет Казахстан?
Вся эта ситуация говорит о том, что СПК не хотят расставаться с деньгами. Они через свои нормативные правовые акты официально имеют право хранить остаточные средства в банках второго уровня. Мы просили дать нам данные, сколько этих денег? Миннацэкономики однажды только показало, что на депозитах в банках лежат приличные суммы, больше половины оборотных средств. То есть деньги, предусмотренные на закуп продовольствия в стабфонды, на самом деле просто под проценты лежат в банках. Это надо прекратить.
— Как вы считаете, меры государства по квотированию экспорта всего подряд эффективны для стабилизации цен на продовольствие?
— Практика Китая и Европы показывает, что да. Но эффективно этот механизм работает, когда государство четко знает прогнозы объемов посадки, урожайности, места сбыта. У нас ничего этого нет. И фермеры, и государство стали заложниками собственной непрозрачности.
Истинную картину по себестоимости выращенной продукции и затратам на ее производство сельхозпроизводители не показывают. А государство не сильно хочет знать
Здесь должна быть дорога с двусторонним движением. А мы видим, что предприниматели хотят больше заработать и скрывают свои показатели. Как следствие, правительство работает на основе неправильной статистики, часто завышенной.
— Вы продолжаете мониторить ситуацию. С дефицитом на какую продукцию в этом году мы столкнемся после уборки урожая?
— С мясом будут проблемы однозначно. Овощеводы, выращивающие социально значимую продукцию, также дают урожайность ниже среднего. Даже меньше, чем в 2020 году.
Многие фермеры в 2021 году решили быстро за лето восстановить овощехранилища. Они нацелены на то, чтобы придержать свою продукцию до весны
Даже если к весне будут потери, они компенсируют их ценой.
Безусловно, это отразится на том, что сезонного падения цен на овощи не произойдет. Уже август, а нам еще в июне обещали, что сезонные овощи подешевеют. Кто-то это заметил? Максимум, что мы увидим — некоторую динамику в сентябре, но затем цены снова пойдут вверх.
Министр Султанов в июне на отчетной встрече с населением говорил о том, что в планах Казахстана заключить форвардные договоры по поставке овощей с пятью странами. Прошло два месяца, а сообщений о подписании этих договоров нет. Честно говоря, я себе не представляю, как реально осуществить такие планы, ведь предприниматели тех пяти стран тоже умеют считать деньги и следят за нашим рынком.
Сейчас, когда ситуация вышла из-под контроля, государству следует думать не о снижении цен на социально значимое продовольствие, а хотя бы на их удержание. Но поскольку из года в год складывается одна и та же картина — в отчетах чиновников одни цифры, а на прилавках другие — никаких гарантий нет.