В Казахстане стартовал отложенный на два года традиционный поголовный пересчет граждан. В 2019 году перепись отложили по экономическим, а скорее по политическим причинам, связанным с президентскими выборами. Однако в 2021 государство не остановил даже коронакризис.
С какой целью нас хотят пересчитать? Этот вопрос вполне годится завершающим для игры «Кто возьмет миллион»? Но миллион уже взяла семья Азамата и Назгуль Нургалиевых из Алматинской области, на днях родивших 19-миллионного жителя страны.
На остальные вопросы, а их в связи с переписью населения возникает много, ответил политолог Данияр Ашимбаев.
— Насколько объективной будет перепись населения, учитывая, что нам заранее объявили о 19-миллионном казахстанце? И нужна ли она в эпоху цифровизации, когда на каждого в электронном правительстве есть целое досье?
— Перепись населения всегда преследует определенные политические цели. А население не всегда воспринимает ее адекватно.
Когда в 1897 году в Российской империи проводилась первая перепись населения, многие боялись, что она призвана усилить налогообложение. А мусульмане в Поволжье опасались, что их запишут в православие. Были случаи, когда переписчиков тех времен и избивали, и даже убивали.
Данные переписи 1939 года считаются сфальсифицированными. Не вызывает доверия и сама перепись, и достаточно политизирована оценка ее фальсификации.
В целом понятно, что такие материалы нужны любому государству. Но в наших реалиях встает совершенно справедливый вопрос — зачем, если у нас цифровизация? У всех есть ИИН
Граждан, не охваченных паспортизацией Республики Казахстан и имеющих паспорта СССР, единицы. Раз все есть в базе, казалось бы, в чем проблема всех пересчитать? Но практика показывает, что сведения о гражданах из одной базы данных не всегда автоматически попадают в другую, которые вроде бы синхронизированы между собой. Многие столкнулись с тем, что в сервисе Egov отсутствуют данные о семейном положении.
— У некоторых дети отсутствуют, а у других лишние чужие дети присутствуют.
— При том, что для актуализации данных информационной системы ЗАГС в эту систему нужно отправить документы, в самом же ЗАГС и полученные. И еще сопроводить это ЭЦП, не всегда срабатывающей должным образом. Самое забавное, что детей можно добавить, просто введя их ИИН.
— Таким образом, можно ввести ИИН любого чужого ребенка и тут же стать многодетным.
— То есть мы видим, что несмотря на работу сервиса Egov с 2006 года, принципы и надежность его работы актуальности не теряют.
А тут еще старая больная тема — двойное гражданство населения. Как бы Казахстан не открещивался, но есть люди, которые оформляют второе гражданство, не заморачиваясь с выходом из казахстанского.
Прежде всего речь идет о российском гражданстве. Но есть и те, кому удалось оформить себе и паспорт дальнего зарубежья. Есть уехавшие за рубеж и не вышедшие из казахстанского гражданства. Значительная часть наших соотечественников проживает не по фактическому адресу. Есть огромный поток легальных, нелегальных и полулегальных мигрантов.
Масса государственных баз данных по-прежнему нормально не синхронизирована
Поэтому часто происходит так, что по квартирам ходят участковые и спрашивают, как можно найти человека, который здесь ранее проживал и на котором зарегистрировано оружие. И хотя понятно, что данные о месте проживания того или иного лица у МВД есть, на деле получается, что доступ к ним имеют не все сотрудники, работающие с населением.
То же самое касается и налоговых, и судебных, и прочих претензий, включая письма коллекторов, на адреса, по которым давно проживают другие люди.
Я эту ситуацию понимаю так, что у нас регистрация граждан в виде некой каши сама по себе, а цифровизация — отдельно. И все это, несмотря на миллиарды, систематически выделяемые на устранение пробелов.
И хотя само по себе появление электронного правительства большой плюс, при рассмотрении соотношения «цена-качество» баланс не выдерживается.
— Есть мнение, что большая перепись населения — это отмывание денег. Мы помним уголовную историю бывшего председателя Агентства по статистике Анар Мешимбаевой и большие посадки по итогами переписи 2009 года.
— Деньги сопровождают любую акцию государства. Свежий пример: несмотря на то, что паспорта вакцинации существуют в цифровом виде, есть истории о том, что участковые медсестры обходят квартиры с поручениями составить список вакцинированных.
В системах минздрава, МОН, МВД, минюста, земельного комитета синхронизация информации далека от идеальной. А где-то и вовсе отсутствует. При этом
многие вопросы кочуют из ведомства в ведомство. Нет преемственности передачи информации. А команды почти полностью меняются
Возникает вопрос — нужна такая перепись, при которой население, столкнувшееся с нездоровым интересом государства к деньгам и имуществу, будет занижать данные о своем благосостоянии? Тем более, у нас развит теневой сектор экономики и отработаны разные платежные системы, позволяющие обходить налоги.
Адекватных данных о материальном благосостоянии граждан у государства нет. И перепись их не даст
Мы даже видим, что официальная статистика в тех или иных данных периодически ссылается на экспертные или социологические опросы. И не всегда на собственные данные. Данные экономической статистики у нас не всегда бьются с реальностью.
То, с чем государство работает, это данные статистики, имеющиеся для получения модели. Насколько адекватной будет такая модель при гипотезе о том, что люди занижают свое материальное положение, доходы и имущество? По Egov никто это перепроверять не будет.
Чего ждать от переписи, в которой у интервьюера и интервьюируемых разные цели?
Допустим, можно использовать демографический прирост и потери. Но и эта информация в последние годы просчитывалась больше по математической модели, нежели по реальным данным. Не всегда документируются данные прибытия-убытия, регистрации рождаемости и смертности и пр.
— Скорее всего, особенно в отдаленных сельских районах?
— И в мегаполисах тоже. То есть людей, не охваченных легальным статусом, у нас все равно достаточно. Поэтому и цифра «19 миллионов» построена на базе теоретической модели. Реально может оказаться и 18, и 20 миллионов.
С другой стороны, раз уже отметили рождение 19-миллионного гражданина, президент поздравил, значит, и перепись будет стремиться к этому показателю
Неважно ее качество. Помню, в 1989 году переписчики приходили домой. В 1999 году позвонили по телефону, потому что не могли прийти лично. Через 10 лет, в 2009, меня никто не переписывал. В 2019 году перепись не проводили — перенесли на 2021 год.
Сейчас, когда она проводится в условиях карантина, возникают вопросы.
— Когда всех призывают минимизировать контакты, поквартирные обходы переписчиков мало стыкуются с санитарными требованиями. Это один из вопросов?
— Да. И на него есть ответ из той серии, когда на рынок и выборы ходить можно, а в горы нельзя. Поскольку деньги выделены очень большие, все заинтересованы, чтобы перепись побыстрее прошла, и об этом все быстро забыли. Вряд ли из-за пандемии ее еще отложат на неопределенный срок.
Результаты переписи заранее вызывают вопросы. А перспективы уголовных дел по ее итогам вопросов не вызывают. В 2021 главное — достигнуть нужного показателя
Надо задуматься о том, чтобы на будущее решить вопрос с качеством цифровизации. Чтобы переписи могли проводиться автоматически на основании паспортных данных граждан в электронной базе.
— А есть еще какие-то страны мира, где людей считают вот так поштучно, обходя квартиры?
— На самом деле модели разные. Где-то перепись проводят выборочно, где-то она сплошная, а где-то вообще не переживают о реальном количестве населения.
Опыт разнообразный. А сейчас под карантинным соусом можно спокойно использовать любую модель
У нынешней переписи есть сложности. Во-первых, данные обо всех гражданах в системах Egov и ЗАГС неточные. Во-вторых, люди будут не очень рады видеть дома переписчиков.
— То есть перепись населения в традиционном формате на фоне объявленной цифровизации свидетельствует не в пользу последней?
— На самом деле анкеты переписи содержат массу других вопросов, которых нет в досье Egov. Например, религиозная принадлежность. Можно было вполне наполнить базу данных через приложение путем анкетирования.
Но это опять потребует миллиардных инвестиций в программу, которая, скорее всего, не будет работать и ничего не даст
В любом случае по итогам этой переписи какие-то данные появятся. С определенной степенью погрешности будем считать их реальными. Других вариантов нет.