Согласно инструктивно-методическому письму, в начале нового учебного года педагоги проверят знания учащихся на предмет пробелов за предыдущий дистанционный год.
Призывы экспертов проанализировать первый массовый опыт 1,5-годового онлайн-обучения не остались незамеченными. Разработав инструкцию для педагогов на предстоящий учебный год, минобразования учло возможные пробелы в знаниях школьников.
Поэтому всем школам:
«В начале 2021-2022 учебного года рекомендуется провести административный контрольный срез знаний обучающихся по всем основным предметам. По результатам контрольного среза необходимо разработать план работы школы и каждого педагога по восполнению пробелов в знаниях обучающихся. И в течение учебного года проводить работу по восполнению пробелов в знаниях обучающихся, допущенных в период ограничительных мер».
Кроме того, в документе говорится, что знания первоклассников оценивать не будут
В 5-11 классах рекомендовано проводить 1 час в неделю дополнительные курсы по выбору за счет часов вариативного (факультативного) компонента:
Также в 6-м классе по «Музыке» вводят раздел «Домбра». А по физкультуре 1 час в неделю детям предложат заниматься шахматами, тоғызқұмалақ, настольным теннисом, спортивными и бальными танцами.
Минобразования рекомендовало школам на 20-й минуте каждого урока проводить в классах физкультминуты и медитативные упражнения
Отдельной строкой прописали, что «в условиях карантинных и ограничительных мероприятий отменяются культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия с участием детей».
Также в инструкции говорится, что в случае ограничений и карантина школьные классы сформируют по принципу групп наполняемостью не более 15 детей.
Также государство определилось с форматом аттестации учащихся 9 (10) классов по итогам нового учебного года:
Формат итоговой аттестации для обучающихся 11 (12) класса:
В случае провала на экзаменах выпускникам дадут второй шанс. Если же «двойки» они получат и после повторной итоговой аттестации, то:
Отдельной строкой прописали об итоговой аттестации для казахстанских школьников, закончивших школы за пределами Казахстана. Для получения аттестата они будут сдавать итоговую аттестацию в Казахстане.
На днях минобразования сообщило о санитарных мерах в школах в предстоящем учебном году:
Таким образом, 1 сентября государство планирует открыть двери 7 475 школ для 3,5 млн школьников. Но, опять же, с оговоркой — в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Предварительно принято решение сохранить школьную форму для учащихся. Хотя в 2020 году чиновники от образования утверждали, что даже в случае возврата в школы детям позволят ходить на занятия в свободной форме.
Конечно, было интересно узнать мнение учителей, которым предстоит исполнять министерские директивы. Во избежание любых последствий мы не называем имен и номера школ, в которых работают наши спикеры.
— Удаленка очень плохо сказалась на знаниях, — поделилась представитель администрации одной из алматинских школ. — Скорость чтения в начальных классах упала. Средние классы стали забывать таблицу умножения. Старшеклассники в надежде обмануть педагогов придумывали разные варианты «сбежать» с онлайн-урока.
И мы прекрасно знаем, что мамы, папы, бабушки, дедушки и репетиторы постоянно помогали детям выполнять даже элементарные задания
Лишь бы быстрее освободиться. То есть навыки самостоятельной учебы выбранный в Казахстане формат не вырабатывает. Напротив, из-за отсутствия как такового учительского контроля дети стали зависимы от посторонней помощи на уроках.
Учитель другой школы, например, вообще считает, что 2020-й учебный год не оставил в головах детей никаких знаний. По ее мнению, его следует повторить.
— Сейчас мы сидим в отпусках. Нам разослали только свежую инструкцию для ознакомления, без каких-либо комментариев, — отметила педагог. — Я обратила внимание на ссылку на эпидситуацию в регионах. Думаю, если в Алматы будет локдаун, вряд ли мы выйдем в школы.
— А как было в прошлом учебном году? Вроде ведь были послабления для начальной школы?
— В нашей школе учились дети дежурных групп начальных классов. Их поделили на звенья не более 15 человек. Учитель вел сначала три основных урока у одной группы, затем у другой. И так далее. Причем учились четыре дня в неделю, пятый проходил чисто в дистанционном формате.
9-й и 11-й классы пошли в оффлайн с января 2021 года, также по группам. Это оправданно — у них итоговые аттестации.
— В новой методичке конкретно говорится, что уроки будут начинаться в разное время, а классы учиться отдельно друг от друга. Как это будет на практике?
— Написать легко, а как выполнить? Мы сами еще не понимаем, что такое «в разное время». Например, 5А пошел с 8 утра, 5Б — с 8.15. А учитель как должен разрываться? В один класс он придет на 15 минут раньше, а в другой опоздает на 15 минут? Пока мы вообще не представляем организацию учебного процесса в таком виде.
— Кроме того, нас ждут раздельные перемены, отдельно начальное, среднее и старшее звенья друг от друга для минимизации контактов, так?
— Приблизительно так. А практически это реализовать достаточно сложно. Учитывая, что такого опыта нет как у детей, так и у учителей.
— Что насчет школьной формы?
— Форма будет. Может быть при ее отсутствии не станут устраивать трагедии и злобствовать, если вместо синих брюк ребенок придет в черных. Но однозначно должен быть темный низ и светлый верх.
— Родительская общественность считает, что учителям удобно работать на дистанционке. На работу ходить не надо. Наголосовал в чат заданий и живешь спокойно.
— Это заблуждение. Мои коллеги, особенно которые преподают основные дисциплины, сильно переживают из-за падения успеваемости учеников.
Дети объективно ничего не знают
Когда с учениками нет зрительного контакта и возможности увидеть и узнать, понял ребенок материал или нет, невозможно говорить о каком-то учительском удовлетворении своей работой.
Учителя согласны и с тем, что удаленное обучение детей не давало родителям полноценно работать. От дистанционки пострадали все. Повторение этого опыта будет только вредным.