Мяо Хунбо, и. о. Генерального консула КНР в Алматы, рассказал о борьбе с коронавирусом и развитии казахстанско-китайских отношений.
— Как Китай участвует в глобальной борьбе с COVID-19?
— Вакцина — единственный эффективный способ победить эпидемию коронавируса. Китайские ученые активно сотрудничают с международными институтами, разрабатывающими вакцины. Две китайские вакцины уже включены в список для экстренного использования ВОЗ.
В настоящее время Китай является страной с самым большим количеством привитого населения (более 1,2 млрд доз). Несмотря на ограниченное производство и огромный спрос внутри страны, Китай также выпустил более 350 млн доз вакцин для 100 стран мира.
На майском глобальном саммите по вопросам здравоохранения председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что в ближайшие три года Китай выделит дополнительную финансовую помощь международному сообществу в размере 3 млрд долларов США. Страна также оказывает поддержку по передаче развивающимся странам технологий производства вакцин и отмене прав интеллектуальной собственности на вакцины.
Китай изучает вопрос о создании механизма взаимного признания паспортов вакцинации и QR-код здоровья с другими странами в целях содействия нормализации трансграничных поездок.
— Оказала ли влияние пандемия на китайско-казахстанское экономическое сотрудничество?
— В последние годы Китай и Казахстан, придерживаясь принципов взаимовыгодного сотрудничества, активно содействовали состыковке инициативы «Один пояс — один путь» с программой «Нұрлы жол». Был достигнут большой прогресс в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве. Сегодня Китай является вторым по величине торговым партнером и крупнейшим экспортным рынком Казахстана, а также входит в Топ-5 государств по размерам иностранных инвестиций в Казахстан.
Китайские предприятия реализовали в Казахстане проекты по строительному подряду почти на 28 млрд долларов, что сыграло важную роль в социально-экономическом развитии и диверсификации экономики Казахстана.
Пандемия коронавируса нарушила торговую и инвестиционную активность по всему миру и повлияла на международную промышленную цепочку поставок. Тем не менее китайские и казахстанские предприятия при поддержке правительств обеих стран активно коммуницируют онлайн, сотрудничают в повышении квалификации сотрудников, развивают взаимовыгодную электронную коммерцию. Тем самым минимизируя негативные последствия пандемии.
Согласно статистике китайской стороны, за первые 4 месяца текущего года двусторонний товарооборот достиг 7,6 млрд долларов со стремительным ростом на 34%. И это во многом перекрывает негативные последствия эпидемии. Международные контейнерные поезда «Китай-Европа» продолжали курсировать и во время пандемии: в 2020 году транзитом через Казахстан проходило приблизительно 10 тыс. составов.
— Какие из последних совместных проектов можете отметить?
— В прошлом году была введена в эксплуатацию Каскеленская фотоэлектрическая станция мощностью 50 МВт. В этом году будут завершены или запустятся в пилотном режиме:
То есть можно сказать, что двустороннее деловое сотрудничество переходит в сезон сбора урожая.
— По вашему мнению, на чем нашим странам надо сосредоточиться в постэпидемичексую эпоху?
— Думаю, что следует продолжать содействовать качественному совместному строительству проекта «Один пояс — один путь», повышать уровень взаимосвязи, изучать новые точки роста в таких областях, как технология 5G, большие данные, искусственный интеллект, электронная коммерция, альтернативные источники энергии и другие, обмениваться зелеными технологиями, делиться опытом в цифровизации и совместно строить «Зеленый Шелковый путь» и «Цифровой Шелковый путь».
Кроме того, большой потенциал имеет сельскохозяйственное сотрудничество. Рынок Китая огромен, а спрос на высококачественную сельхозпродукцию очень велик. Казахстан, в свою очередь, стал основным поставщиком пшеницы в Китай, а экологически чистые сельхозпродукты казахстанского производства — мясо, мука, сухое верблюжье молоко и мед — весьма популярны в Китае.