Юристы создали в Казахстане республиканскую коллегию во главе с бывшим судьей Сериком Акылбаем. Учредительный съезд состоялся 1 июля в Нур-Султане.
Таким образом, юридическое сообщество исполнило нормы нового профильного закона, вступившего в силу 10 июня 2021 года. Обобщенно, в новых реалиях региональные палаты юристов теперь имеют право добровольно вступить в коллегию и ежемесячно отчислять на ее нужды 1 МРП за каждого члена.
Закон на стадии обсуждения разделил юристов на два лагеря. Первые, входившие в состав столичной ассоциации юристов, возглавляемой отставными судьями, полицейскими и прокурорами, жаждали его принятия. Вторые — независимые практикующие юристы — были против дополнительного оброка и тотального контроля.
Противники закона об учредительном съезде, который состоялся не с первого раза, уже сказали, что технически их оппоненты спешили создать коллегию, чтобы порадовать Министерство юстиции. Еще бы, 10 июня президент подписал закон. 11 июня в палаты юрконсультантов разлетелись приглашения на съезд. 21 июня съезд сорвали из-за неявки требуемого законом большинства. Но попытка номер два очень быстро удалась. Каким будущее профессии видят юристы, активно продвигавшие закон, мы просили у них самих.
— Абдыкарым Арынович, 1 июля вы провели учредительный съезд и создали коллегию юрконсультантов. Сколько делегатов было на съезде?, — спросили мы у заместителя председателя столичной Ассоциации палат юристов Абдыкарыма Акжанова.
— Присутствовали делегаты палат из 14 регионов. То есть это не менее 2/3 регионов, как того требует закон. Делегатов было больше — 17-19, потому что к нашей ассоциации присоединились палаты юридических консультантов Туркестанской и Актюбинской областей.
Отсутствуют в составе ассоциации только Кызылорда и Уральск. Все остальные регионы были представлены
Из Алматинской области делегат вылетел и не доехал. Вроде бы самолет задержали. А так они тоже провели общее собрание, делегата избрали и направили, но он не доехал. Но это было не суть важно, кворум был.
— Председателя избрали? Сформировано ли правление?
— Председателем коллегии единогласно избран Серик Акылбай. В правлении из 7 членов представлены 7 регионов. Ревизионная комиссия тоже избрана. Утвердили устав, учредительные документы, логотип и юридическое место нахождения коллегии. Уже дальше правление будет решать по составу других комиссий коллегии в соответствии с уставом. В принципе, при обсуждении ни один вопрос не вошел в разрез с действующим законом.
— Закон также предусматривает, что палаты должны быть укрупнены до 200 членов.
— На это дано полгода с момента вступления закона в силу. В декабре истекает этот срок. То есть до 10 декабря все палаты должны привести в соответствие с законом количество своих членов.
— Сколько из них уже привели свои палаты в соответствие?
— Большинство. Я сейчас не могу сказать точно, но в большинстве есть 200 человек и более.
— В какой сумме вы утвердили членские взносы? В законе написано «не менее 1 МРП».
— И мы прописали 1 МРП. Но с учетом форс-мажорных обстоятельств с пандемией не только в нашей стране, но и во всем мире с тем, что заработки у юристов упали, до конца 2021 года единогласно делегаты съезда согласились с предложением председателя коллегии утвердить 0,5 МРП.
— А потом?
— Этот вопрос дальше уже будет обсуждать правление. Думаю, если будет и дальше тяжело юристам с работой, пойдем на снижение и в будущем году.
Форс-мажорные обстоятельства никто не отменял. В принципе, да, в нарушение закона установили 0,5 МРП, но что делать?
Работать надо, и людям нужно как-то семьи кормить. Будем находить консенсус.
— А вы вошли в состав правления?
— Нет, а зачем мне? Я же не руководитель палаты.
— Может быть, вы какую-то должность в коллегии заняли?
— Штатное расписание еще не утверждено. Я в ассоциации заместитель, ну и буду дальше заместителем.
— Раз нет штатного расписания, значит, и размеры зарплат правления неизвестны?
— Все же зависит от взносов. Спонсорская помощь — дело такое скользкое. А существовать надо на то, что есть. На что рассчитываем, на то рассчитываем.
— Ну сколько будут получать руководители?
— А кто его знает? Все зависит от взносов. Финансовые возможности же. Вы же знаете, вам же тоже ежемесячно платят не от того, что вы на работе присутствуете, а сколько вы заработали.
— Получается, у вас в коллегии не утверждены ставки зарплат?
— Утвердили все, но в зависимости от взносов. Ну они будут не выше, чем у нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов.
— Сумму можете назвать, сколько будет получать председатель?
— Понятия не имею, не могу сказать.
— Вы не знаете или это коммерческая тайна?
— Во-первых, это и коммерческая тайна и я не знаю. Я же юридически к этой коллегии отношения не имею. Мы пока не ликвидировали ассоциацию, я в ней.
— А вы будете ее ликвидировать?
— Ну да, а зачем людям 2 раза платить взносы и в ассоциацию и в коллегию?
— А после того, как ликвидируете ассоциацию, какой-то пост займете в коллегии?
— Надеюсь, что предложат.
Другой активный сторонник скорого создания коллегии — председатель Независимой республиканской палаты юридических консультантов Евгений Кинцель из СКО. Он даже прославился среди своих коллег словами, сказанными на закрытом совещании в минюсте 11 февраля 2021 года:
«У меня тоже есть предложение. Дело в том, что как правильно сказал Абдыкарым Арынович, наши противники тоже не дремлют. И у меня самое главное опасение было, и я обсуждал это с Абдыкарымом Арыновичем, что как только этот закон вступит в силу, могут подать на регистрацию палаты наши противники.
Поэтому я предлагаю провести съезд о создании коллегии сразу же, как только вступят в силу эти поправки. Не откладывать, не ждать
А если получится, буквально на другой день. Потому что здесь действует правило первого. Кто первый зарегистрировал палату, тот в общем-то и является легитимным. Поэтому вступит в силу этот закон, я был бы сторонником, чтобы прямо на другой день проводить (съезд коллегии — ред.). И чтобы наша легитимность подтверждалась тем, что мы первые зарегистрировали. Потому что, как я сказал, это закон психологии — кто первый, тот и легитимен. Все остальные будут восприниматься как раскольники».
По словам Евгения Кинцеля, его палата в коллегию пока не вступила. Он также отметил, что по ряду моментов исполнение нового закона для юристов будет проблематичным.
— Евгений, вы активно участвовали в обсуждениях закона. А сами вы присутствовали на съезде? Как он прошел? Все ли вас устроило?
— Я на съезде не присутствовал, поэтому не знаю, как он прошел. У меня на этот счет нет вообще никакой информации.
— Не присутствовали потому, что не хотели или потому, что не смогли?
— Не смог. У нас общее собрание палаты не состоялось за отсутствием кворума. Общее собрание назначено на 12 июля. И из-за того, что я не получил полномочий, я не поехал на съезд.
— Абдыкарым Арынович сказал, что на съезде удалось собрать 2/3 регионов, как того предусматривает закон. Если вы не провели свое собрание в СКО, может быть еще какие-то палаты не успели и реально коллегию создали голосованием не 2/3 регионов?
— У меня такие вопросы тоже возникают, но я не знаю этого. Здесь я могу сказать, что будущее покажет.
Если вдруг что-то проведено незаконно, то члены палат, чьи представители незаконно были на съезде, неизбежно должны об этом узнать
В таком случае, это должно получить огласку.
— А вы допускаете, что рядовые юристы палат пойдут против своего руководства? Какова вероятность, что люди заговорят, если были какие-то нарушения?
— Я не знаю, были или нет, но поскольку членство в коллегии предполагает финансовые обязательства, то членам палат это не должно быть безразлично. В данном случае, замолчать это не удастся, если это было.
— Акжанов сказал также, что членские взносы в коллегию до конца 2021 года установлены в размере 0,5 МРП. И сослался на тяжелые времена из-за пандемии. А природа этого снижения ниже разрешенного законом минимума действительно связана с пандемией или же палаты внутри ассоциации были против размера в 1 МРП?
— За свою палату пока не могу говорить, так как общее собрание еще не состоялось. Смогу после 12 июля дать ответ на этот вопрос. А вообще мне трудно это комментировать, поскольку я на съезде не присутствовал. Но, насколько я знаю, все-таки в уставе записан 1 МРП. Будет ли 0,5 — это я не знаю. Наша палата пока в коллегию не вступила, поэтому и действия коллегии комментировать пока невозможно.
— А как создали коллегию, если большинство палат не успели укрупниться до 200 членов? По словам Акжанова, еще полгода есть. А гипотетически в тех 2/3 регионов, что создали коллегию, физически есть возможность укрупниться до 200 членов?
— Этого я не знаю, но на собственном опыте скажу, что это очень сложно. И если это возможно, то путем объединения с другими палатами. Просто так набрать 200 членов — сложно.
— Это решаемо, я так понимаю, в крупных городах, но непосильно для регионов. Мы об этом тоже писали. Видимо, вскоре возникнут проблемы?
— Они уже возникают. Палатам трудно набрать 200 членов. Тем более, что часть из них неизбежно приостановленные — не все занимаются юридической практикой.
Набрать 200 членов — сложно, набрать 200 платежеспособных членов — еще сложнее
То есть это на грани фантастики.
— А почему приостановленные есть? Это те, кто в декрете или кто ушел работать в другую отрасль?
— Есть большая категория, которая по закону в палате имеет право состоять, но практикой не занимается. То есть этим юристам нет смысла платить взносы и ходить в суд. Фактически они не работают юристами и не получают доходов от такой деятельности. В каждой палате таких людей очень много.
За закрытыми дверями Минюста: скандальный законопроект готовят к принятию
— Еще на стадии законопроекта вы в своей ассоциации обсуждали будущее профессии? Что придется укрупняться и платить взносы. То есть, что вам самим придется выполнять нормы нового закона.
— Мы еще не знали, каким будет закон. Поэтому когда собирались, не было смысла детально это обсуждать. Для всех это стало проблемой буквально недавно, когда закон все-таки приняли.
— Около недели назад вы проводили «круглый стол» в Петропавловске. Там вы как раз сказали о том, что 1 МРП в коллегию — это ноша для юристов.
— Действительно, я такое говорил.
— Полагаю, эту проблему надо было поднимать до вступления закона в силу. То есть, активно защищая эти поправки, вы сами себе яму вырыли, получается?
— Сами себе мы яму не вырыли, потому что у нас почти 200 человек. И тот остаток, которого не хватает, за 6 месяцев мы доберем.
Но платежеспособные у нас тоже далеко не все. Собирать 1 МРП со всех членов — нереально
Поэтому как дальше быть — мы пока не знаем. Это будет обсуждаться на общем собрании 12 июля.
— То есть как только вы вступите в коллегию, то платить 1 МРП с каждого члена уже обязаны за всех, кто в палате состоит? Уже не пройдет номер с приостановленными членами и так далее?
— Все должны платить, да, без единого исключения. По новому закону если палата состоит в коллегии, то
приостанавливать членство своих сотрудников она может только по очень незначительному исчерпывающему перечню случаев — болезнь, беременность, уход за ребенком и так далее
А просто основание, что человек в данный момент не занимается юридической практикой, хоть и состоит в палате, такого основания нет.
— То есть сейчас палатам невыгодно укрупняться до 200 членов за счет мертвых душ?
— Для тех, кто собирается вступить в коллегию, это действительно так.
— А кто не вступит в коллегию, сможет заниматься юридической практикой?
— Да, конечно. В законе указана добровольность членства палат в коллегии. Пока что ограничений нет.
— Тогда чем будут отличаться палаты, которые состоят в коллегии, от тех, которые в ней не состоят?
— Да ничем.
— Тогда какой смысл палатам туда вступать?
— Ну это не ко мне вопрос. На этот вопрос я не знаю, что ответить.
— То есть в таком случае если какая-то условная палата не вступит в коллегию, она не должна будет платить 1 МРП в коллегию с каждого члена?
— Разумеется.
— Мотивация тогда непонятна, как хотят привлечь палаты в коллегию? Допустим, действовали бы какие-то бонусы, а не экономия в 1 МРП в месяц. Вот вы же планируете вступить. А для чего вам это?
— Я не могу предрешать решение общего собрания. Поэтому не могу сказать, планируем мы или нет. Это будет ясно 12 июля.
— 11 февраля на совещании в минюсте вы так и сказали, что коллегию после принятия закона нужно будет создавать едва ли не на следующий день, чтобы опередить оппонентов. Сказали, кто первый, тот и легитимен. То есть по факту 1 июля так и произошло, как вы говорили в феврале?
— Я не хочу сейчас это комментировать. Это итак в интернете уже гуляет. Поэтому здесь я воздержусь от комментариев.
Если понять слова практикующего юриста, сторонника нового закона, буквально, то юристы в регионах сейчас в серьезных раздумьях. Как тянуть ношу в виде ежемесячных членских взносов и как исполнить норму о минимальном количестве членов в палатах. Но, как говорят сами юристы, нет такого закона, который нельзя обойти. Посмотрим в ближайшие полгода, удастся ли на этот раз.