Узнав, что в графике поездок планируется Костанай, у меня возникло двоякое чувство: с одной стороны, я не слишком обрадовался, считая, что на карте Казахстана есть более привлекательные места. С другой – заинтересовался. Ведь часто много интересного есть и в туристически не раскрученных точках. И это как раз доказывает Костанай и его окрестности.
Выйдя из машины, которая привезла меня из аэропорта, я сразу почувствовал размеренное течение жизни небольшого города. После шумной и энергичной южной столицы это ощущается особенно сильно.
Однако спящим Костанай назвать нельзя – здесь царят лишь мягкая неспешность и спокойствие. Порой ловил себя на мысли, что попал в Алматы рубежа девяностых и нулевых. Никаких пробок, толп пешеходов и минимум суеты.
При этом нет ощущения, что у города все в прошлом: особенно бросается в глаза, что для провинции здесь удивительно много молодежи, тем более в Северном Казахстане, где в последнее время демографические тенденции довольно негативные.
Костанай стоит на реке Тобол. Правда, течет она не в центре города, а фактически на окраине и отделяет его от основного города-спутника Тобыла (в недавнем прошлом Затобольска).
Вдоль реки устроена красивая прогулочная набережная. Вода пригодна для купания. Единственное препятствие для приезжих – это комары, они словно чуют иногородних и облепляют их в считанные секунды.
Исторический центр старого города сосредоточен в основном в районе улиц Алтынсарина, аль-Фараби и Каирбекова. Поход от набережной до исторического центра занимает всего несколько минут. Здесь еще сохранились свидетельства старинной архитектуры, и немало.
Конечно, это не ансамблевая застройка по примеру других городов, сохранивших целые островки исторических кварталов. Тем не менее количество подоюных зданий приятно радует.
Большинство построек старого города отличается одним неизменным признаком — почти все они построены из красного кирпича. Часть дореволюционных кирпичных заводов базировались прямо здесь, в Кустанае. Часть красного кирпича привозили из Челябинска. К слову, оттуда его продолжают завозить и по сей день.
В целом костанайцы ценят свое архитектурное наследие и даже новые частные дома предпочитают возводить именно в купеческо-заводском краснокирпичном стиле. Иногда даже мой опытный глаз путается, где историческое здание, а где новодел. Стилистически различить порой их довольно сложно.
В таких случаях специалисты учат определять «возраст», приглядываясь к цвету раствора. В новых домах «прожилки» между кирпичами свежие и белые.
Костанай исторически сложился как одна из аграрных столиц Казахстана. Еще с целинных времен область славится высокой урожайностью пшеницы, ржи, ячменя. Здесь работают предприятия тяжелой промышленности, самое известное из которых – Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное объединение в городе Рудном. Однако роль первой скрипки в экономике области играет именно аграрно-промышленный комплекс.
Курс доллара и цены — чего ждать через год? — эксперты
Отсутствие предприятий тяжелой промышленности непосредственно в самом городе ощущается очень хорошо. Здесь высокое качество воздуха. В этом плане костанайцам могут позавидовать жители многих городов Казахстана.
По уровню жизни среди аграрных регионов Костанайская область вполне стабильна – средняя зарплата примерно 170 тысяч тенге. И это процентов на пять выше, чем в аграрных Акмолинской и Алматинской областях.
Другая важная особенность Костаная порадует любителей пива. Пожалуй, ни в одном другом крупном городе страны нет такого количества пивных баров, ресторанов и магазинчиков на душу населения.
В одном только небольшом квартале может быть 4-5 точек, где продают местное пиво на розлив. И в самом городе, и в области множество заводов, производящих алкогольную продукцию, но пиво в приоритете. Помимо Костаная производством пенного напитка в области славятся еще Рудный и Лисаковск.
Более того, особая гордость костанайцев и главная достопримечательность города — старейший пивзавод купца Лореца. Он открылся и до сих пор действует здесь с начала прошлого века. А также особо подчеркивает давний статус пивной столицы Казахстана. И опять-таки, как почти все памятники дореволюционной архитектуры, он выполнен из кирпича.
Из этого же материала построено и бывшее здание «Народного дома». В конце XIX века оно принадлежало семье известных виноделов Поклевских-Козелл. Затем они продали этот дом, и в нем разместилось нечто, что можно считать предшественником нынешних домов творчества. Здесь устраивали концерты, спектакли, творческие вечера и чтения. Сейчас в нем разместилось управление культуры Костанайской области.
А буквально за углом, в некогда самом роскошном магазине Костаная — пассаже купцов Яушевых, расположился краеведческий музей.
Вообще, каждое второе старое городское здание – наследие этой купеческой династии. Здание пассажа имеет внушительные размеры. В свое время его территории хватило, чтобы хранить в годы войны фонды Исторического музея Москвы.
Во дворе краеведческого музея имеется парадоксальная для наших времен достопримечательность. Пожалуй, нигде в Казахстане не осталось мемориалов, почитающих представителей одной из сторон в гражданской войне 1917-1921 годов. Возможно, потому что этот эпизод очень уж кровавый и бесчеловечный. Он показывает, как быстро в годы потрясений с человека слетает налет цивилизованности.
Гениальное изобретение казахов требует мирового признания — вся правда о национальных традициях
Мемориал посвящен истории подавления Кустанайского крестьянского восстания. В годы «гражданки» грабежом крестьян занимались не только большевики с продразверсткой, но и белые с их карательными отрядами. В марте – апреле 1919 года здесь вспыхнуло восстание, охватившее значительную часть уезда.
5 апреля повстанцы сумели выбить белогвардейцев из города. Но уже 8 апреля направленные на подавление восстания карательные части колчаковцев начали артиллерийский обстрел Костаная.
После ожесточенных боев повстанцы оставили город, и началась кровавая расправа над его жителями. Все было усеяно трупами, а вода в Тоболе окрасилась в темно-красный цвет.
На месте расстрела повстанцев осталась изрешеченная пулями стена. Гражданская война сильно прошлась по Костанайской области. В 1919 году за несколько месяцев власть здесь менялась по нескольку раз.
Интересен мемориал, посвященный героям Великой Отечественной войны. Построили его в 1975, к 30-летию победы, а в 2014 отреставрировали. Теперь здесь стоят бюсты знаменитым героям-землякам, включая Султана Баймагамбетова, Леонида Беду и многим другим. А также огромная мемориальная стена с именами костанайцев, павших в боях.
Кроме того, в парке выставлены образцы вооружений военных и более поздних лет, включая легендарный танк Т-34 и «Катюши».
Главный городской «меридиан» — улица аль-Фараби, местный прогулочный «Арбат». Здесь сосредоточена городская архитектурная старина: дома купца Каргина и промышленника Столя.
Основная достопримечательность Костаная, которой могут позавидовать жители других городов – большие городские куранты. Их бесперебойный ход для костанайцев дело чести.
В других городах с этим атрибутом извечная проблема – даже алматинские часы на башне Главпочтамта, сколько их не реставрируй и не перезаводи, никак не желают работать! А Костанайские работают безотказно.
Сама башня с курантами довольно причудливая. Построена в конце 1980-х годов как архитектурная вставка между двумя жилыми зданиями (1960-го и 1970-го гг). Автор проекта – архитектор Иосиф Иосифович Искаков. По его проектам в городе построены здание областного акимата, комплекс Главпочтамта и первые девятиэтажные дома в городском центре.
Не так давно башня стала восприниматься как старинное здание, сравнимое чуть ли не с Биг-Беном… может быть из-за старинных поверий о башенных часах. Надо сказать, что местные куранты смотрятся на ней очень органично. Кажется, что они были там всегда. Что же, прижившийся новодел – лучшая оценка истории. Тем более для курантов.
Отдельно стоит рассказать и о музее Ибрая Алтынсарина — пожалуй, самого именитого костанайца. Он создан на месте одной из основанных Алтынсариным школ и имеет подробную экспозицию, которая посвящена жизненному пути великого педагога и просветителя. Здесь представлены и личные вещи, и редкие фотографии, сделанные в последние месяцы жизни Алтынсарина. До казахской степи фотоаппарат добрался только в конце XIX века.
Пожалуй, ни один другой человек в 19 веке не сделал так много для развития образования в Казахстане. Система школ-гимназий-училищ в Костанае и во всем Северо-Западном Казахстане поднята на ноги его усилиями.
Более того, особое внимание Алтынсарин уделял образованию женщин. В наш век, когда очередной бум переживает феминизм, самое время воздать дань памяти человеку, который еще в 19 веке призывал относиться к женщинам не как к бесплатной домашней рабсиле, а как к равным членам общества. Появлению первых европейски образованных казахских женщин мы должны быть благодарны именно Ибраю Алтынсарину.
Почти все учебные заведения, которые появились здесь во второй половине 19 века, продолжают существовать и сейчас под другими названиями. Да и вообще, в наше время, когда образование ценится как ничто другое, полезно вспомнить человека, который понимал это еще 150 лет назад.
В историческом центре стоят и церковь, и мечеть, пережившие лихие времена. Мечеть была построена в 1893 году на пожертвования купеческой семья Яушевых. Для своего времени она довольно оригинальна, так как выполнена в редком для Казахстана стиле мусульманской эклектики. В 1930-е годы была переделана под клуб.
После войны здесь располагался КТЮЗ (кинотеатр юного зрителя), затем здание перестроили под концертный зал областной филармонии. Она располагалась в нем до конца советской власти.
Через несколько кварталов от мечети сохранилась старая церковь святых Константина и Елены. Сегодня в храмовом комплексе сразу две церкви. Новая, была построена уже в XXI веке, и старая деревянная, много повидавшая на своем веку, открылась в 1900 году.
Небольшая деревянная церковь сегодня пребывает не в лучшем состоянии. За весь переменчивый ХХ век она не раз находилась на грани сноса. Когда-то здесь располагался госпиталь, а после войны здание вернули верующим.
Сейчас здесь служат в основном отпевания. В городской акимат руководство епархии постоянно обращается с ходатайством о присвоении церкви статуса памятника архитектуры. Возможно, тогда процесс восстановления пойдет быстрее.
Для желающих совершить паломничество в окрестностях Костаная есть и другие сакральные места. Это мавзолей на могиле Ибрая Алтынсарина и живописный храм в селе Боровском из красного кирпича, рядом с красивейшими лесом, озерами и источниками.
Отдельного внимания заслуживают арт-объекты, расставленные по центру города. Это наследие фестиваля «АртОбилие». Его к 140-летию города в 2019 году устроила известная урбанистка и арт-менеджер Майра Измайлова.
Для костанайцев фестиваль городского искусства стал настоящим событием. Обычно в Казахстане таких мероприятий удостаиваются только столицы.
В Костанае есть необычный даже для столиц музей игрушек. Расположился он в детском развлекательном центре. В нем хранится пять тысяч разнообразных экспонатов — от древних игрушек до современных радиоуправляемых моделей.
Представлены и венецианские карнавальные куклы, и русские Куватка, Платочница, а также известные всему миру Барби и Кен. По-особенному смотрятся казахстанские сувенирные куклы в красивых национальных костюмах и войлочные юрты.
Также в музее имеется целая коллекция игрушечного транспорта. Это металлические модели машин ручной сборки конца ХIX — начала XX века. В том числе копии первой паровой машины, троллейбуса, паровоза, а также транспорт немецкого производства.
Я уезжал из Костаная со стойким ощущением приятного сюрприза, который преподнес этот город. Можно сказать точно: у этого города есть все шансы стать одним из центров туризма в Казахстане.