В Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева (Алматы) проходит выставка «Искусство Российской Федерации», посвященная живописи и скульптуре 1950-х годов.
В течение последних нескольких лет в ГМИ РК им. А. Кастеева проходят выставки, раскрывающие богатство и разнообразие музейных фондов современного зарубежного искусства, которое совсем еще недавно называлось советским. Реализация проекта подходит к завершению, и последние выставки посвящены произведениям мастеров, представляющих изобразительное искусство Российской Федерации.
1950-е годы в истории огромной страны – особое время. Закончилась война. Страна устала от разрухи, потерь и горя. В картинах художников, созданных в различных жанрах – радость бытия, красота природы, красота человека, возрождающего жизнь.
Картина Владимира Рутштейна «После победы», написанная в 1957 году, выражает лейтмотив всей выставки и своим названием, и эмоциональным содержанием. На полотне – красивые сильные и энергичные молодые парни, представители, скорее всего, заводской команды, победившей в футбольном матче. На их лицах – радость победы, еще не остывший азарт от прошедшей игры. Примечательна фигура тренера. Перед нами фронтовик, прошедший дорогами войны, о чем свидетельствуют орденские планки на его груди. По настроению к этой композиции близка и работа Анны Костиной «Выпускной вечер», динамичная, наполненная светом и ощущением счастья.
На выставке звучит и тема Казахстана. Историческим событием, объединившим всю страну, стало освоение целины. Весной 1954 года десятки тысяч людей отправились покорять новые земли. И художники не остались в стороне. На выставке картины Валентина Богданова «Письмо от друзей», Ирины Витман «На новой земле», Ростислава Слетова «На целину» наполнены лирическими интонациями, показывают «палаточный» быт молодых целинников.
Впервые представлены уникальные экспонаты – эскизы Павла Корина, предназначенные для декоративного убранства станций московского метро.
Многие из них были реализованы и сегодня восхищают своими художественными достоинствами. Особенно привлекательны эскизы витражей для метро Новослаботская. В основе – сложные композиции из растительных цветочных мотивов, навеянных орнаментами старинных тканей.
На выставке преобладают женские образы. Это и сельские труженицы на полотнах Сергея Герасимова, Леонида Кабачека, Степана Дудника, Александра Пушнина. В картине Константина Дорохова героинями стали молодые работницы, пришедшие на передвижную выставку. Девушки-подружки, отдыхающие в парке, вдохновили Алексея Ткачева. Глеб Савинов запечатлел сцену на улице со старушками, «выгуливающими» своих внуков.
Скульптура представлена жанром портрета. Екатерина Белашова, Зинаида Иванова, Илья Слоним, Эдуард Озоль в бронзе и мраморе, дереве и граните представили образы нового послевоенного поколения – молодых красивых людей.
Практически все произведения переданы в музей московской Дирекцией художественных выставок в 1960-е годы. Некоторые приобретены непосредственно у авторов, например, «Портрет художницы А.Ф. Костиной» Виктора Орешникова. Картины «Мальчик с балалайкой» и «Сирень в лейке» Петра Кончаловского, «Натюрморт с капустой» Аристарха Лентулова, «Ереванский натюрморт» Александра Осмеркина поступили непосредственно от наследников этих крупнейших мастеров советского искусства.