Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
447
-0.91
EUR
476
-2.17
RUB
4.79
+0.03

Операторы связи стали вредить экологии больше авиакомпаний — исследование

180
Фото: Misanec.ru

Из-за пандемии коронавируса операторы связи во всем мире стали использовать значительно больше энергии, что привело к росту их доли в общем объеме выбросов CO2 до 3–4%, говорится в поступившем в РБК аналитическом отчете BCG. Этот показатель эксперты компании оценивали впервые, поэтому нельзя сказать, насколько он увеличился, но авторы отчета подчеркивают, что доля телеком-компаний оказалась примерно в два раза больше, чем у авиационной отрасли, которая находится под гораздо более пристальным контролем со стороны властей.

По прогнозу BCG, если не принять существенных мер по снижению негативного экологического воздействия, к 2040 году доля телеком-отрасли в общем объеме выбросов СО2 может достичь 14%. Сейчас максимальная доля в общем объеме выбросов СО2 у компаний, занятых в производстве еды (около 25%), следом идут представители строительной отрасли (менее 10%), модной индустрии (менее 5%), FMCG (менее 5%), в производстве электроники (менее 2%) и др., согласно оценке BCG, сделанной в начале этого года.

Почему вырастут выбросы CO2 у операторов

В период пандемии значительно вырос спрос на цифровые коммуникации, «разогретый массовым переходом на удаленные форматы работы», объясняют аналитики BCG причины роста объема выбросов в телекоммуникационном секторе. В связи с этим профильные компании «стали потреблять больше энергии, чем когда бы то ни было». По словам главы практики ТМТ (технологии, медиа и телекоммуникации) в BCG вне СНГ Владислава Бутенко, в 2020 году объем потребления трафика в России вырос почти на 40%, в следующие годы глобальное потребление данных будет расти на 60% ежегодно — только дата-центры к 2030 году будут потреблять до 8% мировой электроэнергии.

Авторы исследования подчеркнули, что на долю самих операторов связи приходится 1,6% совокупных мировых выбросов CO2, до 90% выбросов в телеком-отрасли генерируется партнерами операторов в цепочке жизненного цикла — при закупке сырья и оборудования, его доставке, продаже, утилизации и т.д.

«За последние несколько лет большинство телекоммуникационных компаний начали признавать, что они должны взять на себя ответственность за такие выбросы — например, требуя прозрачности от своих поставщиков, учитывая это при выборе и взаимодействуя с ними для развития в этом направлении», — говорится в исследовании. В то же время его авторы обращают внимание на то, что пока у телеком-компаний нет единых стандартов и политики отслеживания такого экологического воздействия.

Партнер практики технологического консалтинга PwC в России Тимофей Хорошев считает, что экологическая повестка сейчас вряд ли находится «в фокусе у российских технологических компаний». Он отметил, что по сравнению с промышленными компаниями, транспортом и т.п. доля потребляемой электроэнергии в части оборудования для ИТ и связи, а также комплекса технологических систем, которые его обслуживают, крайне мала. «Но, учитывая текущие тенденции по цифровизации различных отраслей и пандемию коронавируса, доля потребления технологическими компаниями растет и этот тренд сохранится в обозримой перспективе», — подтверждает Хорошев.

Партнер и руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития Deloitte в СНГ Иван Кухнин отметил, что увеличение доли выбросов парниковых газов от компаний связано в том числе с косвенными энергетическими выбросами, сгенерированными покупкой энергии у сторонних организаций. Одна из наиболее энергоемких систем современных центров обработки данных (ЦОД) — система охлаждения, и для повышения энергоэффективности они стремятся применять технологии естественного охлаждения. По словам Кухнина, ИТ-компании «все чаще задаются вопросом перехода на заключение двусторонних договоров по поставке возобновляемой энергии, однако данный метод лишь снизит косвенные выбросы отдельно взятой компании», для глобального решения мировое сообщество развивает возобновляемые источники энергии и постепенно отказывается от углеродоемких способов генерации.

Как операторы могут снизить выбросы

По мнению авторов отчета, телекоммуникационные компании могут снизить негативный эффект несколькими способами:

  • только за счет перехода на технологии пятого поколения (5G) мобильные операторы смогут снизить уровень выбросов СО2 на 70% на 1 Гб;
  • значительно снизить выбросы CO2 в дата-центрах позволит оптимизация охлаждения и цифровых инноваций. Например, Google применяет технологии машинного обучения и нейронные сети для прогнозирования и оптимизации энергопотребления в своих ЦОДах;
  • перейти на возобновляемые источники энергии и помогать корпоративным пользователям снижать объем их выбросов за счет оцифровки и оптимизации различных процессов и т.п. На электроэнергию сейчас приходится до 40% операционных затрат на обслуживание сети, то есть снижение потребления позволит компаниям экономить. При этом исследования BCG показали, что молодые потребители готовы платить 10-процентную надбавку за экологически чистые телекоммуникационные продукты;
  • следует начать оценивать и пытаться снижать количество мусора, которое генерируют участники цепочки поставок отрасли. Операторы связи могут воздействовать на поставщиков, чтобы те учитывали требование устойчивости при дизайне смартфонов, стимулировать ремонт или переработку телефонов для сохранения ценных природных компонентов и др.

По мнению Хорошева, чтобы ИТ-компании задумались о снижении выбросов CO2, необходимо дифференцировать тарифы для разного типа генерации энергии, приближая крупных технологических потребителей, например ЦОДы, к более экологически чистым источникам — АЭС, ГЭС.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter