Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.87
EUR
476
-0.84
RUB
4.82
0.00

Записки путешественника: Павлодар – увлекательное наследие двух веков

792
Фото: depositphotos.com

Для туристов Павлодар привлекателен многим. Во-первых, у города очень удачное географическое положение. Он стоит на реке рядом с живописными природными парками. Кроме того, у Павлодара богатая история — архитектура рубежа прошлого и позапрошлого веков сохранилась здесь намного лучше, чем в других городах.

Точка отсчета

Несмотря на то, что история города берет начало в VIII веке, со времени основания Кимакского каганата, памятников о том периоде в черте Павлодара нет. Лишь в окрестностях, по берегу Иртыша археологи периодически находят артефакты тех лет: надгробные камни, монеты или доспехи кимакских воинов.

Кимакский период в истории города всячески прославляется: устраиваются костюмированные шествия, посвященные тем временам, объекты малого и среднего бизнеса именуют Кимакия (или вариантом – Имакия). Каждый раз, когда заходит речь о возможном переименовании города, название Имакия упоминается в первую очередь.

Как казахи невест встречали – вся правда о национальных традициях

Иногда в ряду названий для потенциального переименования города всплывает и Кереку, что являет собой казахский вариант произношения форпоста Коряковский. Собственно, со времен возведения форпоста и началась новая история Павлодара. Сначала военное укрепление, затем заштатный городок, главным промыслом которого стала добыча соли.

Первый пароход, который пустили отсюда по Иртышу, перевозил фирменную «коряковскую соль». Так бы и называться городу Коряковским, если бы в 1860 году у российского императора Александра II не родился сын Павел. Тогда городу было даровано новое имя, которое он и сохранил до XXI века.

Эпоха расцвета и бюст русалочки

Как полагается приречному городу, основная его часть располагается на правом берегу. Собственно, на левом города и нет. Формально территория относится к городу, но все это сплошь окраины и поселки, переходящие в город-спутник Аксу (бывший Ермак).

Набережную на правом берегу можно считать главным городским меридианом, по уровню которого и определяются его географические объекты. В Павлодаре определение местоположения по алматинскому принципу: «верх» и «низ» обозначается течением Иртыша.

Жаркент: о чем молчат поющие барханы? История древнего города

Расположение Павлодара на реке предопределило его бурное развитие во второй половине XIX века. По Иртышу поддерживалась и связь с крупными городами Сибири, в первую очередь с Омском. А когда в 90-х годах XIX века Омск (и опосредованно Павлодар) с центральной Россией связал Транссиб, начался экономический бум.

Логистика была простой: на корабле по Иртышу до Омска, далее – по Транссибирской ж/д магистрали к крупным городам: Москве, Петербургу и еще дальше — к Киеву, Варшаве и в Европу.

Когда-то на речном вокзале кипела жизнь. Это подтверждает мемориальная табличка о том, что супруги Николай и Елена Рерихи (великие русские художники, философы и путешественники) сделали здесь остановку, отправляясь по Иртышу в Китай во время путешествия по Востоку.

Сегодня по реке перевозят лишь мелкие грузы, промышленное судоходство отмерло. А речной порт в пригороде работает в лучшем случае в четверть силы.

Зато у пристани появилась достопримечательность, которая успела стать скандальной — скульптура русалки. Чего только она не натерпелась за последние пять лет!

И вандализм с отколупыванием облицовки, и переезд с пляжа на речной вокзал, и даже уменьшение бюста, поскольку блюстителям нравов большой объем груди показался неприличным. В последние пару лет она относительно спокойно восседает на речном вокзале, и кажется, что даже строгие уятмены смирились с ней.

Находка для кино

Память об эпохе экономического бума рубежа прошлого и позапрошлого веков осталась в богатых и живописных зданиях купеческих особняков, магазинов и усадеб. Павлодар по сохранности архитектурного наследия можно считать одним из лучших казахстанских городов. Отечественные кинематографисты очень любят его за богатство и разнообразие архитектуры, что позволяет воссоздать атмосферу многих дореволюционных городов — от Верного до Оренбурга.

К примеру, улица Сатпаева – одна из немногих в стране, где на протяжении нескольких кварталов почти в целости и неприкосновенности сохранились старинные здания.

Окрестности театра драмы им. Чехова и краеведческого музея им. Потанина – это целый парк купеческой архитектуры. Такой роскошью в Казахстане не могут похвастаться ни Нур-Султан, ни Алматы.

Среди ярких архитектурных образцов того периода такие здания, как, например, бывший торговый дом Артемия Дерова. Прошлому этого дома музей уделил особое внимание – в бывшем рабочем кабинете Дерова воссоздана атмосфера купеческого офиса конца XIX — начала XX веков.

Здесь можно увидеть восковые фигуры стереотипных купцов славянского и тюркского происхождения, новейший по тем временам кассовый аппарат и даже граммофон, заказанный в Чикаго. По меркам того времени все равно, что на другой планете.

По диагонали от музея стоит театр имени Чехова. Его здание образовалось из двух магазинов, принадлежащих купцам Сурикову и Баландину, которые отстроили их в конце позапрошлого века. Строения соединяли ворота из камня, их можно видеть и сейчас. Здесь же квартал Старый город. Еще один островок купеческой застройки, из которого павлодарские власти сделали мини-сквер архитектуры тех времен.

Дух эпох или потенциал исторического туризма

Не все дома имеют статус охраняемого памятника архитектуры. Как, например, здание бывшей гостиницы «Ливадия». В свое время она была не особо роскошной, останавливались в ней небогатые путешественники. Сегодня здание заброшено и выглядит как сирота, не вписавшийся в новое время.

Неизвестный Казахстан: загадка звездной девы

А жаль – хорошая реставрация и мини-отель в аутентичном стиле вновь мог бы открыть свои двери для туристов. По примеру здания напротив – дома купца Рамазанова, имеющего охранный статус. В нем как раз открылся аутентичный отель.

Исторический центр славен еще несколькими архитектурными строениями. Центральное – дом купца Зайцева, сейчас это музей литературы и искусств имени Бухар Жырау. Здание напоминает сказочный теремок. Радуют глаз и здание почтово-телеграфного управления, дом писателя Акима Некрасова, Владимирское училище. Также сохранились дома, где учились и работали замечательные казахские писатели Жусупбек Аймаутов и Султанмахмут Торайгыров.

Город литературных гениев

Близ речного вокзала сохранился старейший жилой район. На первый взгляд, это обычный частный сектор с одноэтажными домами вперемешку с современными коттеджами нуворишей. Однако многие из невзрачных домов таят истории, достойные художественных романов.

Например, в этом районе жили два всемирно известных литератора — поэт Павел Васильев и писательница Анастасия Цветаева, сестра великой поэтессы Марины Цветаевой.

В доме Павла Васильева создан музей, где можно наблюдать, как поэт провел отроческие годы. «Есенин казахской степи» — так называли поэта современники и потомки за его максимализм, горячность и привязанность к родным краям.

Тема казахской степи занимает особое место в творчестве Васильева. Даже живя в Москве, поэт не раз возвращался в края детства — Павлодар, Зайсан, Атбасар — и напитывался вдохновением. Литературоведы называют Павла Васильева самым казахским из всех русских поэтов Казахстана.

В квартале от дома-музея Павла Васильева расположен дом, где в 1950-е годы жила, а в 1960-70-е часто гостила Анастасия Ивановна Цветаева. В самом доме музей организовать не удалось. Зато он открыт в Славянском центре, который располагается в Доме Дружбы. В единственном в мире музее Анастасии Цветаевой можно увидеть ее фотографии, связанные с городом, и личные предметы – от очков и печатной машинки до икон, которые она самостоятельно обрамляла фольгой от шоколадок и кефирных крышечек.

Дом, где жила Цветаева, к сожалению, в последние годы был сильно перестроен. Лишь на другой стороне улицы остался похожий: он выглядит примерно так, как во времена проживания А. Цветаевой. Живая легенда в те годы была настоящей достопримечательностью Павлодара. Приезжала к ней и дочь ее сестры – Ариадна Эфрон.

Павлодарцы помнят о своей землячке и ежегодно (если не считать перерыва в пандемию) устраивают в городском парке памятные мероприятия, получившие название «Цветаевские костры» (они проходят осенью) и «Цветаевские катки» (зимой).

Это однодневные фестивали, включающие в себя творческие встречи с потомками писательницы, субботники по очистке территории, пленэры для молодых художников и оздоровительные мероприятия. Кстати, сотрудники музея планируют обратиться в городской акимат, чтобы парку близ комплекса «Старый город» вместо исторически устаревшего «Ленинский парк» присвоили название «Парк Анастасии Цветаевой».

Пережившие Советы

Другая достопримечательность этого района – Ак-Мечеть 1905 года — единственный культовый объект в Павлодаре, переживший советскую власть. Построенная на средства купца Абдулфаттаха Рамазанова, в 30-е годы она была закрыта и стала использоваться как дом пионеров. Затем здесь была филармония. В каком-то смысле Ак-Мечети повезло – здесь не устроили скотобазу, общежитие или склад. В 1989 году ее отреставрировали и передали верующим. Рядом с мечетью расположен памятник известному писателю Халижану Бекхожину.

В конце ХХ века Ак-Мечеть была главной и чуть ли не единственной в Павлодаре, пока в городе не появилась мечеть Машхур Жусупа. Сегодня она считается главной в городе. Построена в 2001 году и поражает масштабами и необычным стилем. Названа в честь известного казахского поэта, этнографа и философа-мистика Машхур Жусупа Копеева. Поэт был одним из самых почитаемых мыслителей начала ХХ века наряду с Шакаримом и Абаем. При жизни Машхур Жусуп предсказал свою смерть и заранее говорил стихами:

«Доживу до 73-х лет, до этого хоть топором отрубите мою голову, но не сможет никто меня убить. После 73-х в золотом замке держите, но не удержите меня».

Он единственный человек на территории Казахстана, который хоронил себя открыто. Его тело до 1952 года лежало, не претерпев изменений, но по указанию высших партийных органов могила была снесена. Архитектура мавзолея над захоронением философа и мечеть в его память внешне похожи.

А вот православных церквей, переживших советскую власть, в Павлодаре не осталось. Впрочем, не только в городе, а почти во всей области. Единственный дореволюционный храм Павлодарской области сохранился в селе Иртышск. Это церковь Александра Невского, которую буквально чудом воссоздали практически из руин – от былого здания к 80-м годам ХХ века остались только стены.

Экспонат неизвестного скульптора

Лишь под занавес ХХ века, в 1999 году город вновь обзавелся большим православным храмом – Благовещенским собором. Сегодня храм из красного кирпича с золотыми куполами возвышается над северной частью набережной Иртыша. Несмотря на молодую историю, он имеет уникальные особенности: здесь самая длинная среди храмов Казахстана паперть.

Славен храм и другими экспонатами. Одна из них напоминает о временах гонений на религию. В те времена иконы часто использовали в популярных тогда тирах как мишени. В память о безбожных временах икону Богоматери решено было не реставрировать, а оставить с метками от пуль для будущих поколений.

Другая уникальная достопримечательность – бюст Александра Невского, у которого по-своему уникальная история. На сегодня это единственный в Казахстане памятник полководцу.

Во время Великой Отечественной войны ее сделал один из курсантов павлодарского летного училища. К сожалению, история не сохранила имени мастера. Это был период, когда советская власть снова подняла на щит героических персонажей прошлого: Суворова, Кутузова и в их числе Невского. Начали снимать фильмы, учредили именной военный орден и продолжили увековечивать имя древнего полководца.

После войны памятник украшал двор летного училища, расформированного в середине пятидесятых годов. А потом стоял в коридорах и фойе военной кафедры Павлодарского государственного университета. В середине «нулевых» бюст хотели утилизировать, но преподаватели вуза совместно с представителями церкви и городскими властями решили передать его Благовещенскому храму, где он и находится в наши дни.

Наследие непростой истории

Такой богатой историей и старой архитектурой может похвастаться не каждый казахстанский областной центр. Хотя в сознании большинства граждан он по-прежнему имеет стереотипный образ промышленного гиганта с дымящими трубами.

К слову, одно совсем не исключает другого. Скорее наоборот, промышленность делает этот регион экономически стабильным. Современный Павлодар сегодня имеет облик космополитичного мультикультурного города с разнообразной архитектурой – от современных офисных строений до купеческих особняков прошлых веков.

Путешественники удивляются тому, какое увлекательное наследие оставила непростая история Казахстана. Ведь наряду со старинными городищами и мавзолеями наши города сохраняют архитектуру европейского модерна. И совершенно необязательно ездить за ней в Европу — такое богатство существует у нас. Просто пока не все про него знают.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter