Следует определиться и с ближайшими союзниками.
Мир переживает непростые времена, говорит доктор исторических наук Булат Султанов. Коронавирус стал жестким испытанием, наглядно показав все изъяны международного сотрудничества. Пандемия усугубила кризис доверия между глобальными державами. Серьезный сбой дали механизмы превентивной дипломатии и конфликтного урегулирования.
В этих условиях Казахстану необходимо серьезно задуматься о своем будущем.
Об этом Булат Султанов рассказал в интервью нашему порталу.
— Булат Клычбаевич, неужели действительно грядет некий «новый миропорядок»? Звучит как-то угрожающе.
— Мы живем в мире, который все больше делится на лагеря. И это невзирая на пандемию, бедность, терроризм и другие угрозы безопасности.
Некоторые страны вместо поиска совместного спасения устроили так называемый «вакцинный национализм»,
в результате которого государства с низким уровнем доходов не имеют возможности получить вакцины для своих граждан.
Международные отношения стремительно переросли в форматы «мой дом — моя крепость» и «каждый сам за себя». Особенно поразительным стало начало пандемии весной 2020 года, когда развитые государства фактически отгородились друг от друга пограничными и иными барьерами. Пример показали Соединенные Штаты, закрыв свою территорию сначала от стран — членов ЕС, а затем и от Канады.
Как казах через карантин из Америки домой пробивался
Вспомним, как весной 2020 года страны ЕС довольно неохотно откликнулись на отчаянные просьбы Италии предоставить ей срочную медицинскую помощь. Не вызвала особого удивления и жесткая позиция Германии, которая запретила экспорт защитных масок в другие страны — члены Евросоюза. Брюссель заявил о запрете вывоза за пределы ЕС медикаментов и медтехники для лечения коронавируса.
— И что в этих условиях должен предпринимать Казахстан?
— В этих условиях мы должны искать свое место и союзников. Еще 6 марта 2020 г. Касым-Жомарт Токаев утвердил новую Концепцию внешней политики на 2020-2030 годы. В ней сформулированы внешнеполитические приоритеты республики на ближайшее десятилетие. Особый статус придается отношениям с Российской Федерацией, а именно — дальнейшее развитие союзнических отношений.
С другими ведущими государствами формат отношений сформулирован следующим образом:
В области многосторонней дипломатии приоритетными направлениями указаны те организации, в которых Казахстан и Россия занимают ведущие позиции. В частности, указывается на необходимость:
Развитие взаимовыгодного сотрудничества во многом обусловлено не только общностью истории, культуры, традиций и менталитета. В Казахстане и России схожая полиэтническая ситуация:
в Казахстане проживает около 4 млн этнических русских, а в России — около одного млн этнических казахов
— Противников сближения Казахстана и России у нас может и не очень много, зато попадаются весьма шумные.
— Взаимоотношения Казахстана и России развивались в различных и порой непростых исторических реалиях. Необходимо подходить диалектически к историческому прошлому, в том числе к советскому периоду. Наряду с имевшими место трагическими страницами, именно в советский период создали социально-экономические и политические предпосылки для становления Республики Казахстан в качестве суверенного государства.
Одностороннее выпячивание только негативных проблем в общем историческом прошлом некорректно
и способно привести лишь к ухудшению отношений с Россией и другими соседними государствами.
У нас общая историческая память. Но необходимо учитывать, что
за последние 30 лет выросли новые поколения людей, которые не знают, что такое Советский Союз
Следовательно, необходимы новые совместные подходы в работе с молодежью, поиск точек соприкосновения, общих тем и сфер взаимодействия.
— Вместо этого с обеих сторон порой звучат разобщающие заявления, и не только в историческом контексте.
— Да, например неожиданными стали высказывания о территориальных претензиях к Казахстану депутатов Госдумы РФ Никонова и Федорова, к которым позднее примкнул экс-министр культуры РФ Мединский. Эти необдуманные и демагогические высказывания стали сущим подарком для казахских русофобов. Но позже от них «открестились» министры иностранных дел Сергей Лавров и обороны Сергей Шойгу, которые дали исчерпывающий ответ.
Ясно и четко по этому вопросу высказался и посол РК в РФ Ермек Кошербаев. Он призвал российских политиков
быть весьма осторожными в своих высказываниях и не давать поводов для различных слухов и домыслов
По словам Кошербаева, неприятный инцидент с высказываниями ряда российских депутатов в отношении Казахстана исчерпан, поскольку российская сторона заверила, что «подобные высказывания не соответствуют официальной позиции Российской Федерации и идут вразрез с добрососедскими и союзническими отношениями двух государств».
— Вернемся к мировой политике. Чего все-таки нам стоит ожидать в ближайшем будущем?
— Сегодня есть множество мнений, какое влияние окажет пандемия на мировую политику. К сожалению, 46-й президент США Дж. Байден пришел к выводу, что преодолеть новый период глобальных вызовов можно путем «противодействия растущим амбициям Китая, стремящегося соперничать с Соединенными Штатами, и твердому намерению России дискредитировать и разрушить американскую экономику».
Поскольку США потеряли монопольное лидерство в мире,
Байден восстанавливает альянсы с ближайшими странами – партнерами, чтобы совместно с ними укрепить лидерские позиции
Для реализации этих целей Вашингтон предпринимает энергичные попытки создать в Азии альянс «четверки» (США, Австралия, Индия, Япония) против Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе и антироссийский альянс США с опорой на НАТО в Европе.
В результате все более ощущается обострение международной ситуации, повышаются риски применения военной силы. То есть множится вероятность появления новых горячих точек на планете.
Постсоветские страны стали точкой противостояния России и США/Запада. По мнению китайского эксперта Чжао Хуашэна, присутствие НАТО на постсоветском пространстве будет нарастать. И прежде всего в Черноморском и Балтийском регионах. Они могут превратиться
в поле битвы новой холодной войны между Россией и Западом
В Центральной Азии США тоже работают вполне активно.
Особое место в нарастающем противостоянии отводится Казахстану. Белый дом будет стараться сорвать сопряжение Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути, значительная часть которого проходит через территорию Казахстана.
— При этом США весьма заинтересованы в налаживании альтернативного проекта — интеграции стран Центральной и Южной Азии в рамках проекта Большой Центральной Азии (Новый Шелковый путь). Нельзя исключать и того, что в горячих головах американских политиков
может созреть план по созданию разделительного барьера между Россией и Китаем в Центральной Азии,
по аналогии с созданным кордоном между Россией и Европой. Там «кирпичиками» в разделяющую стену уже легли Польша, Латвия, Литва, Эстония, Украина, Грузия.
Одновременно
Штаты будут стараться убедить население Центральной Азии в агрессивности России, с одной стороны, и в экономической экспансии Китая — с другой
Хотя история только последних двух десятилетий убедительно свидетельствует, что вопреки международному праву, именно США представляют угрозу безопасности и территориальной целостности многих стран.
Казахстан как поле битвы: где США и Китай будут выяснять отношения?
Вспоминается одна из научных конференций в Брюсселе, проходившая несколько лет тому назад. Представители НАТО и депутаты Европейского парламента задали мне два вопроса: «Зачем Казахстану, такому успешному государству, участие в ОДКБ и ЕАЭС? Не лучше ли выйти из этих организаций?». Я ответил: «Хорошо, мы выйдем из указанных организаций, но тогда подадим просьбу принять нас в члены ЕС и НАТО. Готовы ли эти организации принять Казахстан в эти структуры?».
Ошарашенные натовские военные и евродепутаты стали меня горячо отговаривать от такого шага,
доказывая, что НАТО является евроатлантической, а Европейский союз — европейской организациями, в то время как Казахстан находится в Азии, за тысячи километров от Брюсселя. Комментарии, как говорится, излишни.
— И что тогда делать?
— Превращение Казахстана в новую «горячую точку», теперь уже между Россией и Китаем, не соответствует нашим интересам. Особую бдительность надо проявлять, учитывая многолетний опыт США по устранению своих конкурентов путем «цветных революций».
Вместе с тем в случае дальнейшего обострения отношений
Казахстан должен, как член ШОС, остаться прочным связующим звеном между Россией и Китаем,
обеспечить надежный тыл для Москвы и Пекина, способствовать сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. В случае же открытой военной агрессии против Российской Федерации Казахстан обязан будет выполнить свои обязательства, вытекающие из статьи 4 Договора ОДКБ. В частности, он предусматривает оказание жертве агрессии необходимой помощи, включая военную.
Я согласен с точкой зрения политолога Дмитрия Тренина, который считает, что России предстоит выстроить
новые взаимовыгодные и действительно равноправные отношения с ближайшими соседями — государствами в рамках ЕАЭС
и уделять им гораздо больше внимания, чем раньше. Это означает лучшее понимание интересов партнеров при безусловном уважении и бережном отношении к ним.