Писатель и бывший дипломат Адлет Кумар с семьей во время карантина оказался на противоположной стороне планеты, в Канаде. Вылететь обратно не успел и два долгих месяца провел в Северной Америке. На днях он будет дома.
Обратный путь проходил через три страны. Сначала Адлет с женой и дочерью добрался из Торонто в Монреаль. Из Монреаля в Париж. Оттуда — в Минск. Из Минска — в Алматы. Он говорит, что последние 10 дней священного месяца Рамадан мечтает повести дома. В кругу родных и друзей.
7 марта Адлет с семьей вылетел в Нью-Йорк.
— Нью-Йорк, город моего студенчества, покорил супругу, а я наслаждался воспоминаниями. Перед вылетом простыл и переживал, что на границе будут проблемы. Но все прошло спокойно — ни во Франкфурте, ни в Нью-Йорке никто ничего не проверял и не спрашивал.
Никто, кроме меня, масок не носил
Но уже к концу недели в США пошла волна информационной эпидемии. Когда мы уезжали поездом через Ниагару в сторону Канады, жизнь в Big Apple еще била ключом.
Канада встретила контролем и вопросами. Одного парня-китайца развернули. Нас расспросили и пропустили без особых затруднений, однако паника уже начиналась.
Торонто еще не вымер, но в супермаркетах начали разбирать туалетную бумагу
— Столица Канады оказалась провинциальной. Поразило количество бродяг и пьяных.
Тут-то нас и догнала всемирная истерика
Созвонился с нашим посольством, от отеля оно было в паре кварталов. Переговорил с помощницей посла, которого давно и хорошо знаю лично, сказал, что прошу встречи. Все, вроде договорились.
Сегодня 8 мая, а они так до сих пор не перезвонили. Проигнорировали мое обращение и в МИДе. Ну не надо, так не надо.
Потом я установил контакт с генконсульством в Торонто, обменялись данными и номерами телефонов. На этом мой патриотический порыв сдулся. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих! Государству не нужны ни наш опыт, ни помощь, ни мозги, ни порывы.
— Lufthansa прислала письмо, что рейсы отменены. Перебили билеты на «Эйр Астану» и тоже получили ответ, что рейсов не будет.
Потом закрыли границу США и Канады, мы так и не смогли встретиться с друзьями.
Все авиакомпании «bizbirgemyz», а мы без билетов. Сразу скажу, что почти за два месяца переговоров с «Люфтганзой» мы не получили ни предложений, ни помощи. Еще и дочкины летние билеты обратно на каникулы пропали.
Школа, в которой она учится, сначала отменила занятия, а потом прислала уведомление, чтобы мы забрали детей, общежитие закрывается. А куда? Хорошо я как раз рядом был. А если бы нет? Даже страшно представить.
— Сначала сказали, что рейсы откладываются до 6, потом до 19 апреля, а там и до 4 мая. 3 мая уведомили, что продлили до 31 мая. И все под соусом «bizbigemyz», «staysave». В такие моменты у меня включается совершенно другой режим восприятия действительности. В Канаде я сразу переключился с booking.com на AIRBNB и стал искать схрон. Всерьез и надолго. И желательно в центре, ближе к озеру Онтарио, чтобы погулять можно было.
Одно хорошо в пандемию — рухнули цены на проживание. Как в Канаде, так и в Беларуси, как оказалось
Сняли удивительно приятную двушку у озера и два раза ее продлевали. Жили действительно как дома. Спокойно, с многочасовыми променадами по набережной и скверам. Вкусно и разнообразно питались, висели в интернете и смотрели «Нетфликс». Тихо отпраздновали день рождения супруги.
Подарком стали билеты домой
— Первые 12 дней Рамадана я провел в Торонто. Впервые держал уразу в западном полушарии. И это было классно. 13 таравих намазов, когда за окном залитые огнями каменные джунгли Торонто. Красиво. Умиротворение.
Выучил несколько новых сур, с рвением и счастьем уйдя в поклонение Всевышнему! Много молился и много просил. И все получил. И продолжаю получать! Но поскольку ресурсы не бездонны, а желание провести последние десять дней Уразы дома непреклонно, Судьба в лице президента Токаева так и сказала: 11 мая снимаем режим ЧП.
Знак? Знак. Надо валить? Однозначно. Тем более, милая квартира в Торонто больше не продлевается. Школа закрылась вообще.
Деньги только на обратный билет через Монреаль, Париж и Минск на Алматы по тысяче долларов с носа (напомню, «Люфтганза» лишила возможности вернуться, а «Эйр Астана» с ней же дали цену на обратный рейс на 17 число +/- 800 тыс. тенге на человека).
Плюс, у меня диабет 2 типа.
Лекарства кончились еще в начале апреля. По вирусу я в зоне риска. В Канаде такие препараты только по рецепту
Пытались достать. Безуспешно. Все на борьбу с коронавирусом.
Решение приняли сразу, билеты выкупили моментально, вещи собрали и в порт.
Признаюсь, было много волнений. Как все сработает? Летим сложным маршрутом. Четыре города. Четыре аэропорта. Два транзитных. Отлет и прилет. Всюду свои требования. Свои условия. Разные страны с разными подходами к пандемии. Три авиакомпании. Придет ли багаж? Не застрянем ли в транзите? Будут ли кормить в полете? Можно ли купить еду в аэропорту?
Теперь о перелете. В Air France при посадке требовали предъявить документ. Мы его скачали, а где распечатать, все же закрыто? Пришлось искать варианты. Хорошо, что в доме был ресепшн и охранники-индусы. Мне с моей «сложной» фамилией было легко войти в контакт, влиться в доверие. В общем, распечатал.
К слову, в Торонто документ посмотрели мельком. Ни перед отлетом из Монреаля в Париж, ни в порту Шарля де Голля никто и не спросил.
Если честно, все эти требования в авиакомпаниях и аэропортах о соблюдении правил социального дистанцирования — фикция
Наклейки, предупреждения, а сами ничего особого не делают. Многие работники без масок. На посадку отправили всех скопом. Обработок нигде не видел, кроме одного рейса на внутреннем перелете из Торонто в Монреаль.
Так что поменьше отвлекайтесь на всякие умные статьи. Реальность совсем другая. Все как раньше, только все в масках.
Очень странно было видеть опустевшие терминалы. Как в кино про Апокалипсис или зомби. Тишина. Все закрыто. Обмотано лентами. Всюду наклейки
Туда нельзя. Сюда не ходи. Туалеты закрыты — работал один-единственный. Кафе работают, но не все, в Канаде с этим спокойней было. В Париже не видел ни одного, только торговые автоматы, кола и сладкое. Как раз для меня.
В Минске заполнили несколько документов. Если болеешь — иди на карантин. Но никто вообще ни о чем не спросил. Все очень спокойно, деловито.
На прилете замер температуры. На входе в терминал тоже. Есть точка сдачи теста, но транзитникам сказали, что не делают. Да и результаты не дают
Вообще, много людей летают. В Минск, например, направлялась толпа россиян и украинцев. Мы из Канады, кто-то с Парижа. Много историй услышали, очень интересно. Даже моряк был с торгового флота, в отпуск домой пробивался.
Сейчас лежим пластом. Вчера купили котлеток с гречкой, а дочке кукурузные палочки. А еще
вкусный черный хлеб, сельдь под шубой и винегрет. Не представляете какой кайф!
За окном громко играют дети. Скоро и нам домой — как откроют аэропорт Алматы для международных рейсов. Но я точно знаю — последние десять дней Священного месяца Рамадан я проведу дома. В кругу родных и друзей.