Рахмон и Жапаров вынуждены учитывать внутренние процессы и никто не пойдет на уступки, чтобы не ослабить свое положение во власти.
После боев в Баткенской области Бишкек и Душанбе договорились об отводе войск от границы. Но острую рану стороны пока могут не лечить, а просто загнать «внутрь».
Сегодня каждая из сторон обвиняет соседа в развязывании боевых действий. Со стороны Кыргызстана обвинения в адрес Душанбе предъявляют чиновники, оппозиция, НПО, эксперты и обыватели на митингах. Действующие кыргызские политики даже после отвода войск на встречах с населением допускают достаточно жесткие заявления в сторону соседей.
Со стороны Душанбе идет ответный информационно-пропагандистский вал.
Политолог Абдумалик Кадыров заявил, что в госаппарате Кыргызстана появились политики, недостаточно компетентные в управлении государством.
По этой причине популистские заявления ряда фигур (имеется в виду глава ГКНБ Ташиев) спровоцировали конфликт.
Кадыров заявил, что кыргызские политики недооценили ситуацию и решили подойти к решению вопроса по своему – «по-криминальному». С его оценками солидарны другие эксперты из Таджикистана. Отстаивая свою позицию, они отмечают, что для Душанбе неприемлемы популистские идеи кыргызских политиков об обмене землями (сделаны как раз в середине апреля). С их слов, принятие таких вариантов могло бы отрицательно повлиять на имидж президента Эмомали Рахмона.
Пришедшие к власти в 2020 году Жапаров и его ближайший единомышленник по партии «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев составляют уникальный тандем. Жапаров — уроженец Иссык-Кульской области. Ташиев – выходец с Юга, который долго работал в госаппарате, возглавлял МЧС. Оба консолидировались уже в оппозиции. Для страны характерно деление политиков на Юг и Север, но в «Ата-Журт» сложился уникальный сплав фигур из разных регионов.
Наблюдатели отмечают не только лидерские качества Ташиева, но и его импульсивность, включая готовность действовать под влиянием толпы. В октябре 2012 года после пламенной речи на митинге оппозиции Ташиев, будучи депутатом парламента, повел разгоряченную толпу на штурм Белого Дома. Он даже полез через забор, хотя мог войти в здание с мандатом. Позже он, как и С.Жапаров, отсидел срок по статьям «призывы к насильственному захвату власти», «насильственный захват власти» и др.
Тем не менее, для многих граждан оба руководителя «Ата-Журт» являются кумирами и национальными героями.
В 2010 году во время межнациональных столкновений на Юге между кыргызами и узбеками они проявили волю и на местах наводили порядок. При этом другие политики не показали себя в условиях ЧС.
На посту главы ГКНБ и межправкомиссии по вопросам границ Ташиев действует противоречиво. После переговоров с коллегами из Таджикистана и Узбекистана он делает для своей публики противоположные заявления.
Эти шаги оцениваются в Ташкенте и Душанбе как популизм и разворот на 180 градусов от ранее достигнутых договоренностей.
Аналогичные оценки даются соседями и позиции Жапарова, который также имеет репутацию «национал-патриота». Показательно, что после визита Э.Рахмона в приграничные области Таджикистана в апреле кыргызской армией были проведены у границ военные учения.
Своеобразным толчком для эскалации, на фоне общего раздражения в Душанбе, могли стать популистские заявления Ташиева перед жителями Баткена о панах строительства новых гидросооружений. Они, как считают не только таджикские, но и российские и даже кыргызские эксперты, только подлили масла в огонь.
Дополнительным негативом для Таджикистана могли стать прогнозы по росту националистических настроений в Кыргызстане, после прихода к власти в Бишкеке Садыра Жапарова. При этом из-за частых смен власти в Бишкеке консультанты Э.Рахмона, наверняка учитывали и ошские события июня 2010 года. Тогда центральная власть в Бишкеке фактически оказалась в растерянности, а глава Временного правительства Роза Отунбаева обращались за помощью к международному сообществу, в т.ч к ОДКБ.
Затем исследованием трагедии занималась международная независимая комиссия. Ее итоговые выводы по ряду пунктов (действия центральных и местных органов, нарушения прав человека) не совпали с позицией властей Кыргызстана.
Президенты Жапаров и Рахмон договорились о встрече в конце мая в Душанбе, что стало некоторым лучом надежды на возможность решения пограничных проблем. Стороны вновь объявили о готовности вести диалог и последовательно решать вопросы демаркации и делимитации границы. В то же время, каждая из сторон настаивает на правильности своей позиции, а события 28-29 апреля вряд ли позволят сформировать атмосферу доверия.
При этом
Рахмон и Жапаров вынуждены учитывать внутренние процессы и никто не пойдет на уступки, чтобы не ослабить свое положение во власти
В это время как кыргызское, так и таджикское население на местах чувствуют себя фактически в прифронтовой зоне и недоверие только усилилось.
Эксперт Московского центра Карнеги Темур Умаров считает, что
никто из потенциальных партнеров Таджикистана или Кыргызстана не горит желанием вмешиваться в конфликт и играть роль посредника
По его прогнозам, шансов на то, что сторонам самостоятельно удастся договориться о чем-либо существенном, мало.
До событий 28-29 апреля немало обывателей уже высказывали свое недовольство переговорами с соседями по границам. Ташиева, как и президента Жапарова, обвиняли в «продаже земель». Теперь любая уступка по разделу территории с соседями может стать попросту фитилем для очередного взрыва.
В обеих странах нарастают ура-патриотические настроения, а Жапаров уже назначил в руководство Баткенской области профессиональных военных. Он лично 6 мая заложил капсулу в месте строительства будущей войсковой части. При этом эксперты признают, что и Жапарову, и Рахмону дается шанс консолидировать общество, но к полноценной войне по примеру Карабаха экономики стран не готовы. И это хорошо.