Казахский язык — это сильная сторона нашего государства. Его надо развивать и популяризовать. Это добавит Казахстану узнаваемости и поможет привлечь инвестиции, считает эксперт.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев объявил о предстоящем усилении роли казахского языка:
«Роль казахского языка как государственного языка усилится. Придет время, чтобы он стал языком межнационального общения».
Чтобы как можно больше людей в Казахстане знали казахский язык, осенью 2020 года на конгрессе Ассамблеи народа Казахстана была принята соответствующая резолюция. В ней говорится о необходимости поддержки системы образования, в достижении ее главной миссии – чтобы каждый выпускник школы владел государственным языком. При этом изучение казахского языка должно стать осознанным выбором каждого гражданина.
Между тем казахстанская
модель общественного согласия и общенационального единства Нурсултана Назарбаева признана одной из успешных в мире
Значимая роль Ассамблеи заключается в продвижении социальной функции государственного языка как языка межэтнического общения. А также сохранение и развитие традиций, языков и культуры народа Казахстана.
По мнению лингвиста и директора Института языкознания им. А. Байтурсынова Анар Фазылжан, Ассамблея народа Казахстана за весь период своего существования сыграла огромную роль в укреплении роли государственного языка. А также в единении народа Казахстана и сохранении толерантности в государстве.
— Появление такой структуры, как АНК, у нас, это закономерность. Потому что
Казахстан — это территория, где в мире и согласии с древних времен жили великое множество этносов
И АНК возникла на основе идеологической традиционной базы. Под эгидой Ассамблеи функционирует множество этнических культурных центров, которые занимаются обучением государственному языку и тем самым популяризуют наши общегосударственные ценности, — рассказывает Фазылжан.
Но несмотря на все действия АНК, встречаются мнения, что эта структура изжила себя. Но Анар Фазылжан считает, что Ассамблея нужна. Необходимо только пересмотреть ее деятельность в свете новых событий с возможностью более быстро реагировать на злободневные вопросы, возникающие в современной жизни.
— В наш век глобализации люди превращаются в потребителей, а тренд создают транснациональные компании. И с каждым годом люди все больше забывают свои корни.
Кроме нации, не существует никакой мощной структуры, которая бы сохранила исконную культуру и самобытность
И я считаю, что Ассамблея народа Казахстана должна направить как можно больше усилий именно на сохранение самобытности казахской культуры. Здесь я отмечу, что не собираюсь как-то ущемлять культуры других народов Казахстана — их в силу возможностей тоже надо сохранять и развивать. И этому у нас никто и ничто не препятствует. Но я за то, чтобы АНК популяризировала казахские ценности, чтобы сохранить целостность и мощь нашего государства, — подчеркивает она.
По словам лингвиста, наше государство базируется на казахском этносимволизме. Имеется в виду школа мысли в изучении национализма, которая подчеркивает важность символов, мифов, ценностей и традиций в формировании и сохранении современного национального государства.
— Казахский этносимволизм уже давно вырос из национального в общегосударственный. Взять, к примеру, наш флаг, герб или гимн — в данном случае все казахское стало общим для всех нас, граждан Казахстана. Сам
казахский язык также содержит в себе элементы этносимволизима. Он особенный — в нем, как и в русском языке, заложены уникальные знания и ценности,
которых нет в других языках. Если популяризовать язык, можно и инвестиции привлекать в страну. Другие развитые государства давно занимаются популяризацией своих ценностей, традиций и сильных сторон.
Когда мы говорим о Финляндии, сразу на ум приходит ассоциация, что там сильная финская школа. Когда говорим о Японии, вспоминается трепетное отношение японцев к своей национальной культуре
Это и традиция японского чаепития, и традиционная одежда — кимоно, и культура самураев. Когда мы говорим о Казахстане, многие сразу вспоминают Димаша — он наша гордость. Но этого мало, нам надо еще и казахский язык поднять до уровня узнаваемости.
В казахском языке заложена сила, мощь и человеколюбие. Это подтверждено тем, что в нашем языке есть множество словоформ, направленных на обращение к человеку. Есть отдельные слова для обращения к ребенку, к старшему, к женщине, к мужчине. Есть и особые обращения, в зависимости от социального положения.
Много исторических событий оставили свой след в казахском языке. Например, в нем есть фразеологизм «құдайдың еркісі», что означает «баловень Бога»
Он возник в древние времена, когда казахский язык только закладывался и еще не был сформирован.
Этот фразеологизм о пророке Моисее, который согласно библейской и коранической легенде спас свой народ от ига фараонов
На пути спасения своего народа он каждый раз обращался к Богу, и тот давал ему то, что он просил — то манну небесную, то море разделил на две части. В общем, в казахском языке в виде фразеологизмов, фраз, различных пословиц и поговорок сохранились многие исторические и религиозные события, астрономические и географические знания об окружающем мире, — рассказывает лингвист.
Но распространять казахский язык и казахскую культуру, по мнению Фазылжан, надо без всяческого давления. Негативные примеры в истории уже были, когда казахов в ущерб родному языку заставляли изучать русский. Поэтому АНК должна держать руку на пульсе.
— В Алматы возле академии наук есть памятник Александру Пушкину. Когда я вижу его, вспоминаю не только его прекрасные стихотворения, но и то, что он, не раз проезжая по оренбургским степям, записал казахский любовный эпос «Козы Корпеш — Баян Сулу».
Пушкин восхищался богатством казахского языка и глубиной этой поэмы. Ассамблея должна работать над тем, чтобы больше людей узнавало такие интересные факты,
когда яркий представитель другого этноса так говорит о казахской культуре. Необходимо работать и над тем, чтобы народы сближались, ценили друг друга и понимали.
Сегодня все малые этносы, населяющие территорию Казахстана, живут и процветают. Потому что казахский народ по своей сути имеет особый характер массовой толерантности.
С малых лет казахские дети растут в особой культурной среде и просто не могут вырасти нетолерантными по отношению к другим людям, независимо от их нации и статуса. Это особенность нашей казахской культуры, и она должна стать основным драйвером популяризации деятельности народов Казахстана. Потому что
массовая толерантность, присущая казахскому народу, вызвала обратный ответ — все этносы, живущие в Казахстане, тоже толерантны по отношению к казахам и друг к другу
Это очень мощная сила, и в истории множество тому примеров. Например, когда русский председатель колхоза в пургу спас казахского заблудившегося мальчика, укутал его в свой тулуп, а сам умер, — рассказывает Фазылжан.
Другой пример толерантности, который приводит Анар Фазылжан, это институт тамырства, сформированный в 30-е годы 20 века. Само понятие «тамырство» подразумевало, что это обычай дружбы, побратимства, при котором друг другу дарили ценные вещи.
У тамыра всегда можно было остановиться на ночлег, воспользоваться его защитой, поддержкой и покровительством
— Этот феномен присущ только казахской культуре.
Во времена сталинских репрессий людей разных национальностей привозили эшелонами и бросали на нашу пустынную землю. И они выжили, потому что казахи взяли переселенцев себе в тамыры. А когда кого-то берешь в тамыры, ты обязан помогать ему. Так репрессированные были обеспечены кровом, едой и одеждой.
Почему Солженицин назвал в свое время республику КаЗЭКстаном?
Казахский народ, хоть и сам голодал, но помогал выжить другим.
Поэтому от других народов — немцев, корейцев, ингушей, чеченцев, курдов и других — идет теплая отдача, люди благодарят казахский народ за то, что он помог выжить их предкам
Эта традиция продолжается. И об этом надо писать и говорить в рамках Ассамблеи народа Казахстана, которая и была создана, чтобы способствовать сближению народов. Никакие политические события не должны разделять этносы, проживающие в нашей стране, — заключает Анар Фазылжан.