Но это огромная ответственность, требующая большой политической смелости.
Без атомной электростанции Казахстану не обойтись, считает экономист Петр Своик. Конечно, если мы не хотим лишиться лидерства в энергосфере и вообще оставить развитие отрасли. Возобновляемая энергетика не решает все задачи и ее необходимо дублировать. Однако атомная энергетика в Казахстане встречает жесточайшее сопротивление.
— Петр Владимирович, недавно вы в составе группы экспертов подписали открытое письмо, в котором говорится о больших проблемах в отечественной энергетике. Нам что, уже не хватает своих мощностей?
— Именно. Начинает не хватать. Мы в кои-то веки за последние 30 лет вышли на уровень нагрузок конца СССР. То есть в 2021 году выработка и потребление электроэнергии у нас как в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Мы закончили некоторые стройки типа Мойнакской ГЭС, начатые еще в СССР, и удовлетворяли собственные потребности. Но нагрузки возросли, нормативный запас уже давно съели, а сейчас уже и физического запаса нет.
То есть
нагрузка и физическая мощность энергетики Казахстана сошлись в одной точке или же близки к этому
Надо иметь в виду, что существует так называемая пиковая мощность — она же маневренная. И уже несколько лет нам ее остро не хватает. Причем этот дефицит еще и усугубляется из-за активного ввода солнечных и ветровых электростанций.
— Каким образом? Наоборот, утверждается, что за возобновляемыми источниками будущее.
— У них прерывистая выработка, которая зависит от солнца и ветра, но не зависит от электрического графика. Такую выработку обязательно надо хотя бы на 50% дублировать маневренной мощностью. То есть такой, которую по желанию можно включать и выключать когда надо. Таких мощностей нам всегда не хватало, а в последние годы это усугубилось.
Уже прошлой зимой пиковые нагрузки мы проходили только за счет покупки электроэнергии на севере у России, а на юге — у Узбекистана и Кыргызстана. Покупали примерно по 500 мегаватт, а в некоторые особо напряженные дни и больше.
То есть по базовым стационарным нагрузкам мы вышли на предел возможностей. А по пиковым по маневренной мощности очень серьезно усугубили давно уже сложившийся дефицит.
— Почему на советские мощности мы вышли только сейчас? Просто не было необходимости их наращивать из-за низкого потребления или по каким-то другим причинам?
— Именно по названным. К концу девяностых потребление электро- и теплоэнергии упало почти вполовину. Было несколько причин и тенденций.
https://365info.kz/2021/05/zelenaya-ekonomika-pochemu-alternativy-dlya-kazahstana-net-okonchanie
Сначала в кризис закрывались производства, а люди просто пытались экономить в том числе и на коммуналке. Потом начался перекос потребления в сторону менее энергоемких производств. То есть если раньше работали предприятия машиностроения, легкой промышленности, было развитое сельское хозяйство, потом упор пошел на нефтедобычу. А для нее много электроэнергии не требуется. А в-третьих,
началось какое-никакое, но реальное повышение энергоэффективности
Но примерно с середины нулевых потребление начало расти, и вот нагрузка доросла до советского уровня.
— Кстати, кто основной потребитель? Производство или население?
— Граждане потребляют меньше 15%. И больше половины всей электроэнергии РК приходится примерно на 15 крупных предприятий.
— Итак, мощностей хватать перестало. И что теперь делать?
— Во-первых, даже физически нет плана развития энергетического строительства на 2025 год, хотя мы уже подошли к тупику. Есть прогнозные балансы на шесть лет вперед, которые минэнерго ежегодно составляет и утверждает в начале года. Например сейчас действует баланс до 2027 года.
Там показаны мощности, нагрузки, потребление по зонам. А как покрывать, не сказано. В текущем указано, что уже за следующие несколько лет нагрузка должна вырасти больше, чем на 2,5 тыс мегаватт. Чтобы было понятнее, как раз такую мощность имеет старейшая и самая большая по выработке Аксуйская ГРЭС. То есть нам нужно построить аналогичную станцию. А энергетические стройки, даже если очень бойко работать, длятся 5-7 лет.
От угольной зависимости к зеленой экономике — первые шаги Казахстана
Во-вторых, должен быть механизм финансирования, то есть как минимум рынок мощности. Это такой способ собирать с потребителей деньги не только за вырабатываемую в настоящий момент электроэнергию, но и некую дополнительную плату, за счет которой должна начаться стройка. Но нет ни плана, ни рынка мощностей.
— В уже упомянутом письме говорится, что приоритетом для «зеленой» энергетики должны стать реки. Но ничего не сказано об атомной энергетике и строительстве АЭС. Как вы в принципе относитесь к такому строительству?
— Независимо от того, как к идее отношусь лично я, надо иметь в виду следующее. Для дальнейшего развития электроэнергетики Казахстана необходимо построить новую Балхашскую электростанцию. Ее спроектировали еще в советское время, начали строить в восьмидесятых и примерно к развалу СССР вышли на нулевой цикл. В таком виде ее и бросили.
Поясню, зачем она вообще нужна. Энергетика Казахстана создавалась как часть общей энергетической системы СССР. Казахстан был связующим звеном между энергетикой России (Экибастузский энергоузел фактически был даже российским, потому что именно через него шли мощные перетоки от сибирских ГЭС в центр России) и энергоузлом Центральной Азии.
Экибастуз был как бы северным начальным пунктом. А для того, чтобы дойти до Алма-Аты и уйти дальше, надо было обязательно построить опорную электростанцию где-то в центре Казахстана. Вот и нашли достаточно удачное место на Балхаше, где и начали строить. Потом нагрузки упали, проект стал никому не нужен. Сейчас нагрузки снова выросли.
АЭС в Казахстане не появится — эксперты
Так вот, я считаю, что если Казахстан хочет остаться связывающим звеном (а не провальным промежутком) и не хочет отдать лидерство Узбекистану (который уже принял предложение россиян строить АЭС), то на Балхаше мы должны строить тоже именно АЭС.
В противном случае мы уступим первенство не только собственно в энергетике, но еще и лидерство в технологической части, в части кадров, науки и так далее. Потому что атомная энергетика влечет за собой громадный шлейф новых квалификаций, специализаций и так далее.
— То есть без крупной опорной электростанции в районе Балхаша электроэнергетика Казахстана не сможет ни выполнять задачи на перспективу, ни сохранять свое значимое положение как связующего звена между российской и среднеазиатской энергосистемами. А станцию надо строить только в атомном варианте, потом что угольный вариант отвергается Парижским соглашением.
Но атомный встречает жесточайшее сопротивление. Во-первых, население напугано семипалатинским полигоном. Во-вторых, сопротивляется открытое или скрытое западное лобби, которое втюхивает нам солнце и ветер, но категорически не допускает развитие атомной энергетики. Этим нас просто загоняют в тупик, потому что АЭС — это лидерство. Но кроме того еще и огромная ответственность, и политическая смелость.
Если бы строить АЭС в Казахстане предложил Трамп, реакция была бы иной — эксперты
Почему нет плана развития? Потому что если составлять план более-менее профессионально, без АЭС не обойдешься. А такого отчаянного смельчака, который его разработает и предложит, в Казахстане пока нет.