Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
445
+0.37
EUR
477
+2.08
RUB
4.82
+0.02

От угольной зависимости к зеленой экономике — первые шаги Казахстана

549

В Казахстане активно идет работа по реализации Парижского соглашения, страны-участники которого обязуются снижать выбросы CO2 в атмосферу и разрабатывать национальные стратегии перехода на безуглеродную экономику. На саммите по климатическим амбициям в январе 2021 года президент Касым-Жомарт Токаев поставил новую задачу — достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

В зеленом направлении

Как отмечает Бахыт Есекина, профессор и директор НОЦ «Зеленая Академия», это достаточно амбициозная цель.

— Сегодня этом проекте принимают активное участие 197 стран, ратифицировавших Парижское соглашение. И уже с прошлого года они должны предоставить свои национальные стратегии в области адаптации к изменению климата. Сегодня в области изменения климата активную политику сотрудничества проводят США и Китай.

Наш ближайший сосед — Российская Федерация приняла уже несколько нормативных документов по новым обязательствам. В частности, Владимир Путин сказал, что к 2030 году выбросы будут снижены на 70%

Что касается Казахстана, надеюсь, что он представит свою стратегию к сентябрю 2021 года, — отмечает Есекина.

Есть куда стремиться

Но снижение углеродных выбросов требует существенных структурных изменений в экономике страны.

— Сейчас в мире идет движение в сторону возобновляемых источников энергии. В последние годы снижается доля потребления угля. Ученые прогнозируют снижение потребления нефти и газа и использование возобновляемых источников энергии.

Еще одно важное направление — повышение энергоэффективности. Страны должны прежде всего посмотреть на свои внутренние ресурсы — насколько сегодня национальная промышленность может проводить политику энергосбережения.

Сегодня в Казахстане доля возобновляемой энергетики составляет 3%. Стоит задача: 10% — к 2030, 50% — к 2050 году,

в соответствии с концепцией «зеленой экономики».

По ее словам, «зеленые» технологии являются основным направлением в декарбонизации (снижение выбросов углекислого газа (СО2) — ред.). Поэтому уже в течении трех лет в Казахстане действует некоммерческое акционерное общество «Международный Центр зеленых технологий и инвестиционных проектов». Он и является проводником новой политики.

Углеродный налог

— Процесс внедрения «зеленых» технологий не простой — он требует полной перестройки и синхронизации с технологической политикой Казахстана. Еще одно направление декарбонизации — углеродная торговля и введение экономических механизмов. Прежде всего, конечно, это углеродный налог, который сегодня уже введен в ряде стран.

В Казахстане действует углеродная торговля. Принят четвертый Нацплан по снижению выбросов и определению квот на выбросы. К сожалению, квоты на выбросы у нас пока раздаются бесплатно. И

одним из важных направлений, прописанных в проекте концепции перехода к безуглеродному развитию, является переход на платное квотирование и введение углеродного налога

для тех секторов, которые не входят в национальный план по выбросам. Я думаю, сегодня важно отметить еще один новый механизм углеродной корректировки импорта (CBAM) — первый в мире трансграничный тариф на выбросы углерода. Его с 2023 года вводит Евросоюз.

Это будет протекционистской мерой для стран, экспортирующих «грязную» продукцию

Введение этого тарифа будет серьезным стимулом для государств, которые используют углеводородное сырье.

Вызовы для Казахстана

Для нашей страны это большой вызов, поскольку

70% экспорта Казахстана — это продукция нефтегазового и угольного секторов

Как эколог, я очень радуюсь введению CBAM, потому что эта мера заставит наши страны думать о необходимости перехода на «чистые» технологии и внедрении новых подходов к использованию альтернативной энергетики, — говорит Есекина.

Для оценки и сопоставления усилий всех стран была придумана система подачи национальных вкладов в глобальные климатические действия — или INDC. Бахыт Есекина утверждает, что по некоторым оценкам экспертных бюро, для Казахстана введения этой системы недостаточно.

— С другой стороны, как известно,

у нас огромная территория, долгий отопительный сезон, 70% угольной генерации. Достичь цели непросто,

но для этого правительством Казахстана в лице уполномоченного Министерства экологии, геологии и природных ресурсов предпринимаются большие усилия. Конечно, необходима поддержка других министерств и ведомств, а также бизнеса и научного сообщества, — подчеркивает профессор.

Снижение энергопотребления за 20 лет

На сегодняшний день Казахстан потребляет очень много энергоресурсов.

—  Причина этому — историческое наследие Советского Союза. Казахстан являлся его сырьевым придатком, на территории республики находились почти все добывающие отрасли. Но есть позитивная тенденция к снижению энергоемкости.

               Интенсивность использования энергии на единицу ВВП в разные годы

Это не является результатом полной перестройки экономики. Но этим  обусловлен некоторый спад экономического роста. Надо сказать, что Казахстану есть куда стремиться. По нашим соседям — Узбекистану и России, а также Украине мы видим, что в этих странах снижение энергопотребления идет намного быстрее.

Казахстан обогнал страны ОЭСР

Чтобы обосновать необходимость разработки концепции перехода к безуглеродному развитию, часто используется показатель выбросов CO2 на душу населения.

                                                            CO2 на душу населения

Динамика на слайде приведена в сравнении со странами ОЭСР (37 государств — ред.). К сожалению, динамики к снижению у нас пока нет. Это был пилотный проект, и «Зеленая Академия» его достаточно успешно выполнила. Результаты были представлены на заседании правительства по зеленой экономики в 2019 году. Есть они и на сайте Агентства РК по статистике.

Сегодня на душу населения РК приходится почти 22 тонны CO2 (для сравнения, в странах ОЭСР — 9 тонн)

Вы видите, какой большой разрыв! По этому уровню Казахстан входит в четверку «грязных» стран мира.

                                                             Выбросы по отраслям

И касательно выбросов в разрезе различных отраслей:

  • более 40% — энергетика
  • почти 12% — индустрия и строительный сектор
  • более 5% — транспорт
  • более 22% приходится на секторы, которые еще не идентифицированы,

— отмечает Есекина.

Технологии и зарубежный опыт

Процесс перехода на «зеленые» технологии, считает Есекина, должен быть прозрачным. А

чтобы данные не искажались, может помочь технология блокчейн. В отличие от обычных баз данных, изменить или удалить записи в этой базе нельзя, можно только добавить новые

Но это если забегать далеко вперед. А для начала нужен драфт (документ для обсуждения — ред.) национальной концепции экологического развития Казахстана. Есекина ожидает, что он будет подготовлен уже в июне 2021 года.

— Но ждать, когда будут разработаны основные подходы, регионам Казахстана и компаниям не надо. Надо начинать продвигать принципы «зеленой» экономики у себя. Я знаю, многие представители транснациональных компаний, работающих в РК, среди которых и компания Shell, уже разработали свои подходы. Мне кажется, этот опыт надо использовать в каждом бизнесе и ведомстве, — заключает Бахыт Есекина.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter