Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

1,5 млрд тенге потратит Минобр на исследование, куда ушли миллиарды в образовании

5075

Качество написания и исполнения государственных программ в Казахстане — бесконечная тема для споров и дискуссий. А сфера образования — самая, пожалуй, реформируемая.

Всего в минобре за годы независимости сменилось 13 министров. И каждый предлагал свои реформы. Разумеется, ни одна из них не проходила без «съедения» миллиардов бюджетных денег. Казахстанские школьники и студенты пережили внедрение учебников нового поколения, эксперимент с 12-леткой, бесконечные аттестации и аккредитации вузов. Впереди — переход на трехъязычную систему преподавания с последующей латинизацией алфавита.

И все это постоянно сопровождается искренними намерениями улучшить качество  образования, наладить доступную для всех инфраструктуру и развивать потенциал одаренных детей.

Тяга к исследованиям

Проделанная за 30-летие независимости работа проделана, есть об этом официальные отчеты. Но в кризисный 2021 год подведомственные минобру структуры вдруг решили испытать шанс перепроделать проделанную работу еще раз.

В апреле Национальная академия образования им. Алтынсарина подала в Национальный научный совет заявку на реализацию программы «Научные основы модернизации системы образования и науки»

Общая стоимость с 2021 по 2023 годы — 1,44 млрд тенге. 19 апреля состоялось заседание совета, на котором присутствовавший состав отклонил заявку. Аргументов у экспертов было на 1,5 часа дебатов. Запись этого заседания сначала была в открытом доступе в интернете, а потом таинственным образом исчезла.

И еще одна деталь решения судьбы почти 1,5 млрд бюджетных тенге. 11 мая ту же самую программу совет рассмотрел во второй раз. И голосовал тайно, вопреки постановлению правительства о национальных научных советах.

Видео заседания так и не появилось в интернете, хотя по тому же постановлению правительства заседания советов — мероприятия гласные

В условиях тайны программу академии образования единогласно одобрили. Хотя содержимое документа не сильно видоизменилось.

Что мы можем сделать за вас?

Вот что собралась исследовать научная группа из 57 сотрудников академии и пяти соисполнителей:

  • провести исследование качества дошкольного образования и разработать критерии его оценки;
  • разработать научно-методологическое обоснование механизма обеспечения преемственности содержания образования по всем уровням;
  • создать Дорожную карту по обеспечению инновационной инфраструктуры, здоровьесберегающего образовательного пространства и совершенствования эргономических условий;
  • разработать программы сбалансированного питания обучающихся и комплексную технологию укрепления здоровья школьников — членов сборных команд Казахстана;
  • создать комплексную программу сопровождения одаренных и мотивированных обучающихся;
  • разработать электронную платформу экспертизы содержания образования и образовательных ресурсов;
  • разработать научно-обоснованную систему обеспечения качества и результативности научных исследований в Республике Казахстан.

По каждому из этих пунктов всего один вопрос: а чем тогда вообще занимается Министерство образования 30 лет, если группа подчиненных вдруг обозначила такой комплекс проблем с образованием в стране?

Кстати, сразу отметим, что весь документ сфокусирован на переходе школ на 12-летку. И вот исполнители новой программы собрались за 1,5 млрд тенге наконец-то придумать тот самый механизм перехода на 12-летку.

Очень странная, на первый взгляд, попытка вытащить деньги на то, что уже доказано экспериментом со 104 школами в период с 2003 по 2014 годы

Апробационные материалы того периода нашли применение в системе НИШ, например.

А теперь приведем цитаты экспертов, которые раскритиковали программу в первой неудачной попытке вытащить из бюджета 1,5 млрд тенге.

Документ обо всем и ни о чем

— На мой взгляд, цель исследования достаточно размыта, не структурирована. Это повлияло на качество и содержание оформления заявки, — выступила председатель Национального научного совета Саулеш Муканова. — Разработчики проекта актуальность организуемого исследования видят «в комплексном исследовании и научном обосновании проводимой МОН РК государственной политики по реализации системных реформ для ускоренного развития и приоритетных задач по развитию национального человеческого капитала».

Разработчики буквально поняли, что надо ответить на все 8 проблем государственной программы развития образования и науки на 2020-2025 годы

Причем документ указан некорректно. Желание объять все, на мой взгляд, сыграло плохую роль.

Саулеш Муканова, фото с сайта bilimdinews.kz

Эксперт не увидела связи между пересмотром подходов к обучению дошкольников и внедрением 12-летки. Ну и как это все связано с несбалансированностью питания школьников. Там еще что-то есть о необходимости изучить правовые акты в области защиты прав детей. Причем не написано, кто именно из исполнителей программы и что собирается исследовать. Эдакий словесный винегрет.

Сам документ не соответствует требованиям при оформлении заявки. Чтобы претендовать на право исследования, разработчики обязаны доказать его ранее проведенными исследованиями и собственными свежими наработками.

— Основной состав исследовательской группы — 57 человек, — продолжила Саулеш Муканова. — Казалось бы, такой большой потенциал. Прилагаются ксерокопии 45 работ только 9 членов исследовательской группы из 57. Совершенно нет работ по дошкольному образованию. Это позволяет мне сделать вывод об отсутствии системного видения потенциала, готовности на государственном финансировании дальше двигать развитие педагогической науки.

Мне кажется странным, несерьезным и даже безответственным приведение списка литературы, не соответствующего теме исследования

Например, по заявленному соисполнителю Алауханову приведен такой источник — «Преступное насилие в отношении женщин». Или вот еще работа «Борьба с коррупцией». Или работа Бекмагамбетова «Доктрина права — понятие и сущность». Насколько эти работы отвечают задачам и реализации этого проекта? Шесть работ связаны с химией.

Хорошая зарплата и командировки

Саулеш Муканова призвала коллег не одобрять эту программу. С ней согласилась коллега, также член Национального научного совета Алма Мурзалинова.

Алма Мурзалинова, фото с сайта baigenews.kz

— Очевидна несогласованность цели проекта, задач и предмета исследования, — заявила эксперт. — Несогласованность действий соорганизаторов — нарушение научности и последовательности. Большое количество задач, подзадач и подподзадач сразу возвращает к посланию президента Токаева 1 сентября 2020 года.

Он тогда потребовал разрабатывать такие национальные программы и проекты, в которых нельзя заблудиться в излишнем количестве задач и целей

Она не увидела ничего инновационного или попытки что-то модернизировать. Просто набор умных мыслей, уже и так реализуемых за государственные деньги.

— Я бы обратила внимание на зарплату членов исследовательской группы — от 1 млн тенге до 250 тысяч — три сотрудника, — констатировала член ННС. — Также необоснованность командировок. Например, запланированы научные командировки за пределы РК для участия в научных конференциях и симпозиумах, а также для выполнения научных задач с использованием успешных практик ученых и педагогов Финляндии, Сингапура, США, Германии, России, Эстонии и других стран.

Валентина Готтинг вообще удивилась, с каким рвением сотрудники Национальной академии образования им. Алтынсарина хотят взяться за 12-летку, концепцию которой они уже разработали в 2010 году.

Валентина Готтинг, фото с сайта kstu.kz

Тайное стало явным

— Мое мнение полностью совпадает с мнением коллег, — сказала она. — В аннотации к заявке говорится, что реализация проекта в первую очередь связана с разработкой концептуальных подходов к 12-летнему образованию. Но однако сама концепция уже разработана еще в 2010 году той же Национальной академией образования. В чем сейчас новизна, совсем неясно. И в самом проекте это также не описано.

Встает вопрос о разработке сбалансированного питания детей в дошкольных и школьных организациях образования. А сейчас как?

При этом сбалансированное питание определяют еще и медицинские сотрудники. Что будет нового, мне также непонятно. Аналогично с отбором в школы одаренных детей. Сейчас есть «Мурагер», «Дарын», НИШ. Они как работают — не используют никакого методологического подхода? Непонятно, что отличного от имеющихся аналогов предлагают разработчики проекта.

Но все эти слова экспертов в области образования, сказанные 19 апреля, кажется, уже совсем не важны. Ведь 11 мая программу все-таки одобрили. Правда, уже совсем другие эксперты. Кто они — неизвестно, хотя рассмотрение проектов в рамках программно-целевого финансирования должно быть открытым.

Теперь документ рекомендован к рассмотрению последней инстанцией — Высшей научно-технической комиссией при правительстве РК. А там редко отклоняют проекты, имеющие визу ННС. Даже если документ сомнителен по содержанию.

Кажется, скоро бюджет обеднеет на 1,44 млрд тенге на старые новые опыты.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter