Отказ одной из ключевых транспортных артерий мировой экономики поставил много вопросов.
Суэцкий канал остается одной из узловых транспортных артерий, по которой проходит 12% мирового торгового трафика и 30% мирового объема контейнерных перевозок. Согласно оценкам, с 2015 по 2020 год через Суэцкий канал прошло 90 тыс. судов, которые перевезли 5,5 млрд тонн грузов.
Блокировка канала стала настоящим шоком для логистической отрасли. Авария контейнеровоза «Ever Given», который сел на мель в южной части Суэцкого канала, стала беспрецедентным событием во многих отношениях.
Во-первых, полная остановка трафика между Средиземным и Красным морями повлекла за собой многомиллиардные убытки для представителей транспортной индустрии. Согласно подсчетам судоходной компании Lloyd’s List, каждый час задержки судов с товарами обходится мировой торговле примерно в $400 млн выручки. Таким образом, в сутки убытки составляют порядка $9,6 млрд.
На банки и финансовую стабильность больше рассчитывать нельзя — эксперты
Во-вторых, ситуация вынуждает контейнеровозы и нефтяные танкеры идти по более длинным маршрутам вокруг Африки, заставляя задуматься о перспективности альтернативных морских путей. Речь, в частности, идет о Северном морском пути (СМП), который временно получил преимущества перед своим египетским «коллегой».
Не исключено, что потерпевший аварию в Суэцком канале контейнеровоз запустит цепочку событий, которая вызовет перемены в мировой морской торговле. После инцидента идея перевести часть транспортного флота на суда ледового класса, способных ходить через СМП, уже не будет восприниматься судоходными компаниями как нецелесообразная.
Северный морской путь изначально задумывался как альтернатива Суэцкому каналу, так как маршрут позволяет сократить время транспортировки грузов на треть. Однако сложности для привлечения трафика по этому маршруту во многом связаны с его статусом.
СМП проходит через внутренние морские воды и регулируется внутренним законодательством России
В подобных обстоятельствах роста потока грузов через СМП можно ожидать лишь в том случае, если российская сторона будет готова «открыть» маршрут, ослабив юридический контроль.
Надо отметить, что Суэцкий канал также выступает в качестве главного транспортного маршрута для перевозки нефти и нефтепродуктов с Ближнего Востока в страны Европы и США.
По оценке аналитической компании Kpler, в 2020 году через канал ежедневно проходило порядка 1,74 млн баррелей нефти, что составило 4,4% от мирового трафика. В общей сложности экспорт энергоносителей, включая СПГ, через канал составляет порядка 10% от мировых поставок.
Деньги продолжают уходить из страны: минус 60 млрд за февраль
Из-за перенаправления нефтяных танкеров вокруг Африки мимо мыса Доброй надежды импортеры углеводородов столкнулись с недельной задержкой в поставках сырья. При этом часть судов с нефтепродуктами оказалась заблокирована в самом канале, что увеличивает период задержки. Неудивительно, что блокировка маршрута привела к скачку стоимости нефтяных фьючерсов.
Инцидент вызвал повышение стоимости нефти на 6% — до $64 за баррель марки Brent. Хотя на следующий день стоимость фьючерса на нефть с поставкой в мае 2021 г. снизилась до $61 за баррель, «суэцкий фактор» продолжал оказывать давление на энергетические рынки, и к концу недели цены вновь вернулись к $64,5.
Тот факт, что судно «Ever Given» удалось снять с мели, непременно вернет котировки в более низкий ценовой диапазон. Эксперты прогнозируют, что в краткосрочной перспективе нефтяные фьючерсы могут продолжить спуск до $62 за баррель. В итоге блокада канала стала кратковременным фактором удорожания нефти.
Тем не менее надо признать, что авария на Суэцком канале лишь усилила рассинхронизацию логистических цепочек. Пандемия COVID-19 снизила надежность расписания контейнеровозов и других грузовых судов. Фактически
задержки до 5 дней от расчетного времени прибытия стали новой нормой для морских перевозок
Автор: Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева