Нацбанк уже почти год фактически отстранился от инфляционного таргетирования. Похоже, регулятор выжидает, когда цены сами пойдут вниз в результате снижения покупательской способности населения и мер правительства по стабилизации цен на социально значимые продукты.
Банк России (Центробанк) весьма активно отреагировал на общий рост потребительских цен подъемом ключевой ставки. Правда, поначалу в ответ на повышение годовой инфляции в январе на 0,3% (до 5,2%) он не стал поднимать ставку, сохранив ее на уровне 4,25% годовых. Напомню, на этом уровне она находилась с конца прошлогоднего июля.
Но уже тогда, комментируя свое решение, глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила об исчерпании потенциала для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики, так как это может привести к дополнительному росту проинфляционных рисков.
В Алматы жильцы десятков домов, попавших под снос, подозревают власти в сговоре с застройщиками
В феврале, в ответ на значительный рост годовой инфляции до 5,7% Центробанк 19 марта поднял свою ключевую ставку на 25 базисных пунктов — до 4,5% годовых. Судя по данным Росстата, эта мера сыграла свою роль. В марте темпы роста потребительских цен заметно замедлились, и годовая инфляция повысилась до 5,8%, то есть на 0,1%.
Но так как таргетируемое значение находится на уровне в 4%, решение Центробанка, принятое на заседании 23 апреля о повышении ключевой ставки сразу до 5% годовых, выглядело вполне логичным. Ведь одновременно был повышен и прогноз Центробанка по инфляции на текущий год – с 3,7–4,2% до 4,7–5,2%.
В какой степени и насколько быстро Центробанку удастся обуздать рост потребительских цен, станет известно уже в ближайшие месяцы. Пока же, по данным Росстата, инфляционный тон в соседней стране задают продукты питания, подорожавшие в марте в годовом выражении на 7,6%, и непродовольственные товары (5,9%), тогда как расценки на платные услуги для населения выросли на 3,2%.
Инфляция в Российской Федерации в марте 2021 года, %
В Казахстане годовая инфляция в марте значительно снизилась – до 7% (с 7,4% в феврале). Однако Нацбанк на заседании 26 апреля вновь сохранил базовую ставку на отметке в 9,0% годовых, где она находится с июля прошлого года.
Таким образом, Нацбанк уже почти год фактически отстранился от инфляционного таргетирования, просто установив высокую цену денег на рынке и выжидая, когда потребительские цены сами пойдут вниз в результате снижения покупательской способности населения, а также мер, предпринимаемых правительством по стабилизации цен на социально значимые продукты питания.
Водные ресурсы: почему мелеют реки и как это исправлять? — депутат
Как бы то ни было, из данных отечественных статистиков следует, что меры эти неэффективны. Годовые темпы роста цен на продовольственные товары в Казахстане по-прежнему значительно выше, чем в России, хотя в марте они опустились с 11,6 до 10,7%.
Аналогичная динамика сложилась и по расценкам на платные услуги – темпы роста замедлились с 3,9% в феврале до 3,7% в марте, что гораздо выше российского уровня. Цены же на непродовольственные товары выросли с 5,2 до 5,6%, что немного меньше по сравнению с Россией.
Инфляция в Республике Казахстан в марте 2021 года, %
Хотя годовая инфляция в России и растет, разница между ней и ключевой ставкой Центробанка по-прежнему остается отрицательной. Хотя и уменьшилась в марте до минус 0,8% (с -1,2% месяцем ранее).
В Казахстане же эта цена не только остается положительной, но и выросла с 1,6% в феврале до 2% в марте. Это означает, что в реальном выражении заемные ресурсы для отечественного бизнеса и населения стали дороже, тогда как российским предпринимателям и жителям они обходятся гораздо дешевле.
В итоге товары российского производства получают дополнительное конкурентное преимущество в борьбе за внутренний казахстанский рынок. Кроме того, в России ипотека обходится дешевле на фоне растущих ставок вознаграждения по розничным депозитам.