Осенью в Казахстан приедут эксперты группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Они оценят, насколько казахстанская система противодействия коррупции соответствует высоким европейским стандартам. Однако уже сейчас невооруженным глазом видно, что до уровня европейских стран в этом вопросе Казахстан еще не дорос.
Недавно в Сеть попало видео, где так называемые помогайки устроили скандал в одном из спецЦОНов Алматы. Автор видео пожаловался, что эти люди, предлагая различные услуги населению, работают неофициально и не платят аренду. А
руководство спецЦОНов покровительствует помогайкам,
в целях получения личной выгоды.
Юрист Сергей Уткин считает, что помогайки — отдельный виток коррупции, и никто не хочет от них избавляться. Более того, отдельные услуги спецЦОНов, оказание которых предусмотрено через сайт электронного правительства, на самом деле получить не так-то просто.
Заявка заполняется и отправляется, а в последний момент без особых на то причин сотрудник ее отклоняет. Это делается специально, чтобы люди не могли быстро и легко оформить все не выходя из дома и отправлялись в учреждение.
— Мне самому недавно пришлось столкнуться с оформлением машины. Простояв очередь, ты оформляешь все у определенного сотрудника. А потом ждешь около двух часов, чтобы забрать готовый документ. По истечении этого времени приходит SMS-уведомление о том, что все готово. Но физически тебе документ не отдают и просят еще подождать.
У меня сложилось очень четкое убеждение, что время тянут специально. Чтобы те, кто торопится, обращались к помогайкам, которые ускорят процесс. А сами помогайки уже потом делятся с руководителями
Вот такая наглость процветает в этих спецЦОНах, — рассказывает юрист.
Уткин убежден, что получение онлайн-услуг в электронном правительстве необходимо совершенствовать, чтобы большинству удавалось самим все оформить. И чтобы сотрудники на местах намеренно не тормозили этот процесс.
— Работнику антикоррупционной службы выявить эти схемы не составит труда — постоять день, поговорить с присутствующими там людьми, и все откроется как на ладони
Но они намеренно этим не занимаются, а лишь делают видимость борьбы с коррупцией. Причем в обычных Цонах такого беспорядка нет. Мафия засела именно в спецЦОНах по автомобильным делам, и ее нужно выкорчевывать, — говорит юрист.
Между тем, по наблюдениям Уткина, самая коррумпированная в Казахстане сфера — это судебная система.
— В любой системе может быть коррупция и недочеты. Но когда коррупция присутствует в суде, ты даже защититься от нее не можешь. Я это ощущаю, я постоянно в суде, за исключением последнего года, потому что все процессы в основном онлайн. Когда ты получаешь на руки решение, ты уже все видишь. Не обязательно, что если ты проиграл, это сразу коррупция. Я могу проиграть и быть четко убежденным, что проиграл абсолютно справедливо.
Когда меня спрашивают в процентах о коррупции в судах, это больше 50%
Большинство решений принимается с коррупционным интересом.
И у судей четко сидит в головах убеждение: «Как это они бесплатно будут решения выносить?!»
Думаю, если удастся побороть коррупцию в судах, с остальной будет бороться дальше гораздо легче, — убежден Сергей Уткин.
Экономист Асет Наурызбаев приводит другой пример проявления коррупции — повышение тарифов на электроэнергию на 15-20% на основании личного решения министра энергетики.
— Повышение тарифов было сделано без публичного обсуждения и контроля антимонопольного органа.
Цена вопроса — 150 млрд тенге в год
У нас многие процедуры очень коррупциогенные. Люди, принимающие решения, управляют очень большими суммами. Никакого общественного контроля и конкуренции нет. Наш рынок энергетики за 20 лет превратили из конкурентного в управляемый министром энергетики, который имеет свою выгоду.
Вот если бы рынок наш был конкурентным, собственники не бегали бы к министру за установлением теплых отношений, а спрашивали со своих менеджеров, каким образом можно еще снизить себестоимость, — рассуждает Наурызбаев.
Базовые рекомендации экономиста таковы: надо избавляться от роли государства в экономике. Это так называемый принцип «желтых страниц», широко используемый в мировой практике. Суть в том, что там, где может работать частный сектор, ограничено присутствие госпредприятий.
— Государственного присутствия в электроэнергетике особенно много. Хотя там уже давно был создан рынок. Но вместо этого в госсобственность стали приобретаться электростанции и электросети. Зачем? Более того,
когда вы одновременно и собственник, и регулятор, возникает конфликт интересов. Как собственник, вы заинтересованы в повышении тарифов, а как регулятор — в снижении
Нынешнее решение они объясняют необходимостью ремонта и модернизации электростанций. Но этого можно было бы достичь рыночными механизмами: объявить, например, конкурс на обновление 1000 мегаватт. И компании сформировали бы свои коммерческие предложения. Те, кто завышал цены — «пролетели» . Но правительство решило пойти обычным путем, а мы должны оплачивать из своего кармана эти удовольствия министра, — выражает мнение экономист.
Что касается грядущего приезда экспертов по борьбе с коррупцией в Казахстан, по мнению Асета Наурызбаева, это попытки Евросоюза внедрить современные методы управления в развивающихся странах.
— Они приедут, наши опять им «покивают», а потом продолжат делать по-своему.
У нас в любой сфере присутствует чья-то «мохнатая рука», управляющая этим рынком
Так быть не должно. Управлять должна невидимая рука самого рынка, — заключает Наурызбаев.