Спустя шестьдесят лет после исторического полета Юрия Гагарина российская космическая промышленность сдала позиции.
«Следует помнить о прошлом. Этим можно и нужно гордиться», — сказал в прошлом году в интервью российский космонавт Федор Юрчихин. И добавил: «Но нельзя жить только гордостью за прошлое». Давайте посмотрим на некогда новаторскую космическую отрасль России.
Шестьдесят лет назад в апреле после воодушевляющего возгласа «Поехали!» и 108-минутного полета Юрий Гагарин стал первым человеком на орбите Земли. В результате — улыбка на первых полосах мировых СМИ и беспрецедентная для Советского Союза победа в глазах мирового сообщества.
Гагарин остается национальным героем, и большинство россиян по-прежнему считают, что их страна является лидером в покорении космоса. Вполне естественно, что Москва окрестила свою первую одобренную вакцину от коронавируса в честь спутника, запуск которого в 1957 году привел в ужас западный мир.
И хотя президент Владимир Путин не является энтузиастом межпланетных путешествий, он хорошо осведомлен о военных и геополитических последствиях космической программы.
Но Россия уже не та космическая сила, которой была. Индустрия пострадала от западных санкций. Хуже того, сочетание бюрократии, военной тайны и экономики, в которой доминирует государство, не способствовало развитию частных космических предприятий, которые стимулируют инновации в США.
Ностальгия россиян понятна. Первые достижения, достигнутые в период обострения напряженности холодной войны, были крупными успехами как в политическом, так и в технологическом плане.
Как отмечает Стивен Уокер, автор книги «За гранью» , рассказывающей о первом пилотируемом полете, в 1961 году все могло бы обернуться иначе, если бы США не приостановили миссию Алана Шепарда после того, как в испытательном полете закончилось топливо на полсекунды раньше положенного.
Россия по-прежнему остается одной из немногих стран, которая запускает людей в космос. На протяжении большей части последнего десятилетия, чтобы добраться до Международной космической станции, американские астронавты полагались на российские корабли «Союз». Но это время подходит к концу, и прошлые прорывы становятся все более далекими.
Пик запусков в России пришелся на 1970-1980-е годы.
Новое поколение ракет и летательных аппаратов переживает бесконечные задержки. Было слишком мало творчества и слишком много расточительных расходов и досадных сбоев. Миссия «Фобос-Грунт» 2011 года, ознаменовавшая возвращение России к межпланетным исследованиям, так и не состоялась. В том же году НАСА успешно запустило марсоход Mars Curiosity.
В великую пандемию мы могли построить новую ТЭЦ, но… — Наурызбаев
Глава государственного космического агентства Роскосмоса Дмитрий Рогозин попытался очернить успех и усилия корпорации Space Exploration Technologies Corp. Илона Маска.
В 2014 году он написал в Твиттере, что США, возможно, понадобится батут, чтобы доставить своих астронавтов на МКС. Позже он обвинил Маска в демпинге цен на запуски космических кораблей.
Российские запуски выглядят дорогими
Деньги — это проблема для России. Федеральные расходы увеличились в рублях, но упали в долларовом выражении. Независимый аналитик Павел Лузин оценил расходы на космическую программу, стартовые площадки и систему спутниковой навигации ГЛОНАСС. В 2020 году они составили 2,4 млрд долларов. И это менее половины долларового уровня 2013 года.
Мощный источник доходов — закупки США ракетных двигателей РД-180 — иссяк. Жизненно важную поддержку оказывали также платежи США за полеты космических кораблей «Союз» на МКС. Так что это был тревожный сигнал, когда SpaceX отправила астронавтов на орбиту в прошлом году. «Батут сработал», — пошутил Маск.
Роскосмос пытался внести изменения, но его основные инициативы пошли не по плану. Космодром «Восточный» на Дальнем Востоке предназначен для обеспечения автономии России и снижения зависимости от казахстанского Байконура. Но специалисты предостерегают, что сложный сибирский рельеф и близость океана могут сделать аварийные посадки опасными. К тому же из-за задержек, перерасхода средств и коррупции «Восточный» привлек нежелательное внимание и гнев Путина.
Главные уроки «ковидного» учебного года
Семейство ракет «Ангара», над которыми работали четверть века, выглядит ужасающе дорогим. Провалились испытания и нового пилотируемого корабля. Без него России будет сложно добраться до Луны.
На фоне этих историй планы по быстрому производству и запуску многоразового грузового корабля по сниженным ценам выглядят маловероятными.
Москва настаивает на централизованном контроле и секретности, не осознавая важность процветающего коммерческого сектора, который мог бы стать инкубатором собственной российской SpaceX.
Это привело к тому, что частные компании оказались в ловушке, которую инсайдеры описывают как регулирующую и бюрократическую нейтральную зону, с чем чиновники только начинают бороться. Имели мало успехов и сделали более заметными неудачи даже предварительные усилия венчурного капитала и громкие попытки создать инкубатор космических стартапов в кластере в стиле Кремниевой долины.
Поскольку будущее американо-российского сотрудничества в космосе неясно, наблюдается стремление к установлению связей с Китаем. В частности, планы создания совместной лунной исследовательской станции. Но у Китая есть свои амбиции и стремление к самообеспечению.
В статье «Взлет», рассказывающей о первых днях существования SpaceX, журналист Эрик Бергер цитирует ученого, изучающего лихорадочные усилия компании и ее способность привлекать талантливых молодых инженеров:
«В долгосрочной перспективе талант берет верх над опытом, а культура предпринимательства — над наследием».
Без изменения политических и экономических факторов, сдерживающих Россию, это плохая новость для страны, которая когда-то первой выпустила Гагарина в космос.
Переводные статьи не отражают точку зрения редакции 365Info. Перевод сделан для ознакомления.