Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
447
-0.91
EUR
476
-2.17
RUB
4.79
+0.03

Три приоритета для Казахстана в ШОС — эксперт

1012
Фото: © AFP 2019 / MARK RALSTON

Какие первоочередные задачи в рамках ШОС перед Казахстаном стоят сегодня, рассказывает доктор исторических наук Булат Султанов.

Кризисы приходят и уходят, а дороги остаются

— Булат Клычбаевич, на что нам сегодня надо обращать особое внимание в рамках ШОС?

— Сейчас для Казахстана здесь стали:

  • укрепление транспортно-логистического сотрудничества в рамках ШОС
  • борьба с силами «трех зол» (терроризм, религиозный экстремизм, сепаратизм)
  • борьба с пандемией коронавируса

Что касается первого пункта, главное, что нужно учитывать — у нас нет выхода к морским торговым путям. Поэтому особый интерес представляют ЕАЭС и мегапроект «Пояс и путь».

Именно они открывают доступ к морским перевозкам, а соответственно и к рынкам Европы и Азии

Казахстан получит благоприятные условия для устойчивого экономического роста и социального развития. Важное значение будет иметь и взимание таможенных пошлин за транзит товаров через нашу территорию.

Какую прибыль получит Казахстан от китайского транзита

Поэтому Казахстан заинтересован в успешной реализации «Пояс и путь» и других инфраструктурных и логистических проектов.

Для Пекина Экономический пояс Шелкового пути через Казахстан своего рода «золотая калитка»,

поскольку теоретически США могут в любой момент заблокировать морские пути в порты Китая

А путь через Казахстан, не контролируемый вооруженными силами США, для КНР абсолютно безопасен.

Несмотря на эпидемию коронавируса и сопутствующие ей ограничения, с января по ноябрь 2020 года из Китая в страны Европы и обратно проследовало более 9 тыс. железнодорожных контейнерных поездов. Это на 30% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Объем железнодорожных грузовых перевозок вырос на 27% и достиг 18 млн тонн.

Кроме того, если транспортировка грузов из Китая в Германию морским путем занимает около 40 суток, то по железной дороге через Казахстан — 16-18 суток.

Китайская формула «Кризисы приходят и уходят, а дороги остаются» фактически стала руководством к действию для нашего правительства Казахстана. Оно сумело осуществить задачу транспортного соединения Европы и Азии, в результате

сегодня через нас проходят 6 автомобильных, 9 железнодорожных и 4 воздушных коридора международного значения

Реальной угрозой остается ИГИЛ

— Сейчас транспортная логистика формирует 8,1% ВВП Казахстана. Весьма перспективным стало наше участие в строительстве международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай», протяженность которого 8 445 км. Из них на нашу территорию приходятся 2 787 км. Благодаря этому проекту время транспортировки грузов от китайского порта Ляньюньган на побережье Тихого океана до Санкт-Петербурга

будет занимать всего 10 дней, в 3,5 раза меньше по сравнению с морским путем

За счет этого проекта мы реконструировали дорожное полотно от Хоргоса до Актобе через южные области страны (Жамбылскую, Туркестанскую, Кызылординскую). Вопрос только в том, когда Россия достроит свой участок дороги в 2,2 тыс. км. Казахстан и Китай свои участки завершили еще в 2017 году.

Мы выступаем за скорейшую разработку и последующее подписание Программы развития дорог ШОС.

— Вторым пунктом идет «борьба с силами трех зол». Что это такое?

— В мире активизировались «силы трех зол» – сепаратизм, терроризм и экстремизм. Адекватным ответом ШОС на растущие риски может быть активная реализация Программы сотрудничества государств-членов ШОС по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, в том числе в интернете.

Реальной угрозой остаются боевики ДАИШ. Те, кто их финансирует, будет настойчиво подталкивать боевиков распространять свою деятельность на территорию стран Центральной Азии — членов ШОС. А далее за пределы региона в двух направлениях — на северо-восток, в регионы компактного проживания мусульманского населения в России, и на восток — в СУАР КНР, где компактно проживает мусульманское население.

Технологии уже отработаны

В странах Центральной Азии возможны попытки дестабилизации ситуации. Технологии отработаны в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока.

ДАИШ может спонсировать пока разрозненные подпольные радикальные исламистские группы в Центральной Азии. Поэтому ШОС необходимо пресекать каналы такого финансирования. Проблема в том, что

кроме зарубежных спонсоров идею исламского халифата начинают поддерживать некоторые бизнесмены в самом регионе

Одни выплачивают «налог на джихад» добровольно, других запугивают и шантажируют.

Популярность идей радикального ислама в Казахстане и в республиках Центральной Азии серьезно тревожит. Главная причина такой популярности – ухудшение социально-экономического положения.

В этих условиях радикальный ислам предстает перед частью обездоленных людей в качестве единственной надежды на восстановление социальной справедливости и улучшение материального положения. В результате, несмотря на официальный запрет, в странах региона имеются подпольные организации, пропагандирующие идеи радикального ислама, а также радикалы-одиночки.

Надо понять простую истину: если социально-экономический протест приобретет религиозную форму, это может дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии.

Мало реальных дел

— Сейчас работа по противодействию терроризму и экстремизму идет как на национальном уровне, так и в рамках соответствующих структур. В том числе и Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС. Это помогло существенно сократить активность зарубежных экстремистских и террористических организаций в регионе. Но сотрудничество спецслужб региона все еще недостаточно эффективно.

Деятельность спецслужб в той же Центральной Азии направлена в первую очередь на нейтрализацию угроз и вызовов против правящих режимов в регионе. Поэтому специалистам и экспертам соседних стран затруднен доступ к информации о внутреннем положении. В результате

зачастую сотрудничество сводится к проведению показательных учений, научных конференций и других подобных мероприятий

Сейчас в условиях пандемии все больше переходит в онлайн формат. А значит, резко возрастает значение борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в киберпространстве. Поэтому Казахстан предлагает создать на базе РАТС ШОС Центр информационной безопасности.

В целом следует обратить внимание на следующие моменты.

В Казахстане в отличие от стран Центральной Азии процесс возрождения ислама наблюдается не так заметно и характеризуется в целом стихийной формой развития. При этом ощущается заметное влияние извне, в первую очередь из монархий Персидского залива.

Светские правительства в регионе пытаются управлять процессами в религиозной сфере в основном административно-бюрократическими средствами и мерами. Например, в Казахстане было создано министерство по делам религий и гражданского общества.

Для формирования иммунитета к радикальной религиозной идеологии следует провести следующие меры:

  • постоянный мониторинг интернет-ресурсов для выявления пропагандистских материалов радикального характера
  • усиление пограничного и миграционного контроля в целях недопущения проникновения террористов и экстремистов извне, особенно из Афганистана, Пакистана и Турции
  • предотвращение проникновения экстремистской и террористической идеологии в правоохранительные органы, а также в среду военнослужащих Вооруженных сил
  • недопущение сращивания криминальных элементов с экстремистами и террористами, в том числе в местах заключения

Продолжение следует

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter