30 лет назад, в 2001 году, была образована Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Ее основали лидеры Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.
Какие первоочередные задачи в рамках ШОС перед Казахстаном стоят сегодня, рассказывает доктор исторических наук Булат Султанов.
— Булат Клычбаевич, на что нам сегодня надо обращать особое внимание в рамках ШОС?
— Сейчас для Казахстана здесь стали:
Что касается первого пункта, главное, что нужно учитывать — у нас нет выхода к морским торговым путям. Поэтому особый интерес представляют ЕАЭС и мегапроект «Пояс и путь».
Именно они открывают доступ к морским перевозкам, а соответственно и к рынкам Европы и Азии
Казахстан получит благоприятные условия для устойчивого экономического роста и социального развития. Важное значение будет иметь и взимание таможенных пошлин за транзит товаров через нашу территорию.
Какую прибыль получит Казахстан от китайского транзита
Поэтому Казахстан заинтересован в успешной реализации «Пояс и путь» и других инфраструктурных и логистических проектов.
Для Пекина Экономический пояс Шелкового пути через Казахстан своего рода «золотая калитка»,
поскольку теоретически США могут в любой момент заблокировать морские пути в порты Китая
А путь через Казахстан, не контролируемый вооруженными силами США, для КНР абсолютно безопасен.
Несмотря на эпидемию коронавируса и сопутствующие ей ограничения, с января по ноябрь 2020 года из Китая в страны Европы и обратно проследовало более 9 тыс. железнодорожных контейнерных поездов. Это на 30% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Объем железнодорожных грузовых перевозок вырос на 27% и достиг 18 млн тонн.
Кроме того, если транспортировка грузов из Китая в Германию морским путем занимает около 40 суток, то по железной дороге через Казахстан — 16-18 суток.
Китайская формула «Кризисы приходят и уходят, а дороги остаются» фактически стала руководством к действию для нашего правительства Казахстана. Оно сумело осуществить задачу транспортного соединения Европы и Азии, в результате
сегодня через нас проходят 6 автомобильных, 9 железнодорожных и 4 воздушных коридора международного значения
— Сейчас транспортная логистика формирует 8,1% ВВП Казахстана. Весьма перспективным стало наше участие в строительстве международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай», протяженность которого 8 445 км. Из них на нашу территорию приходятся 2 787 км. Благодаря этому проекту время транспортировки грузов от китайского порта Ляньюньган на побережье Тихого океана до Санкт-Петербурга
будет занимать всего 10 дней, в 3,5 раза меньше по сравнению с морским путем
За счет этого проекта мы реконструировали дорожное полотно от Хоргоса до Актобе через южные области страны (Жамбылскую, Туркестанскую, Кызылординскую). Вопрос только в том, когда Россия достроит свой участок дороги в 2,2 тыс. км. Казахстан и Китай свои участки завершили еще в 2017 году.
Мы выступаем за скорейшую разработку и последующее подписание Программы развития дорог ШОС.
— Вторым пунктом идет «борьба с силами трех зол». Что это такое?
— В мире активизировались «силы трех зол» – сепаратизм, терроризм и экстремизм. Адекватным ответом ШОС на растущие риски может быть активная реализация Программы сотрудничества государств-членов ШОС по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, в том числе в интернете.
Реальной угрозой остаются боевики ДАИШ. Те, кто их финансирует, будет настойчиво подталкивать боевиков распространять свою деятельность на территорию стран Центральной Азии — членов ШОС. А далее за пределы региона в двух направлениях — на северо-восток, в регионы компактного проживания мусульманского населения в России, и на восток — в СУАР КНР, где компактно проживает мусульманское население.
В странах Центральной Азии возможны попытки дестабилизации ситуации. Технологии отработаны в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока.
ДАИШ может спонсировать пока разрозненные подпольные радикальные исламистские группы в Центральной Азии. Поэтому ШОС необходимо пресекать каналы такого финансирования. Проблема в том, что
кроме зарубежных спонсоров идею исламского халифата начинают поддерживать некоторые бизнесмены в самом регионе
Одни выплачивают «налог на джихад» добровольно, других запугивают и шантажируют.
Популярность идей радикального ислама в Казахстане и в республиках Центральной Азии серьезно тревожит. Главная причина такой популярности – ухудшение социально-экономического положения.
В этих условиях радикальный ислам предстает перед частью обездоленных людей в качестве единственной надежды на восстановление социальной справедливости и улучшение материального положения. В результате, несмотря на официальный запрет, в странах региона имеются подпольные организации, пропагандирующие идеи радикального ислама, а также радикалы-одиночки.
Надо понять простую истину: если социально-экономический протест приобретет религиозную форму, это может дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии.
— Сейчас работа по противодействию терроризму и экстремизму идет как на национальном уровне, так и в рамках соответствующих структур. В том числе и Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС. Это помогло существенно сократить активность зарубежных экстремистских и террористических организаций в регионе. Но сотрудничество спецслужб региона все еще недостаточно эффективно.
Деятельность спецслужб в той же Центральной Азии направлена в первую очередь на нейтрализацию угроз и вызовов против правящих режимов в регионе. Поэтому специалистам и экспертам соседних стран затруднен доступ к информации о внутреннем положении. В результате
зачастую сотрудничество сводится к проведению показательных учений, научных конференций и других подобных мероприятий
Сейчас в условиях пандемии все больше переходит в онлайн формат. А значит, резко возрастает значение борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в киберпространстве. Поэтому Казахстан предлагает создать на базе РАТС ШОС Центр информационной безопасности.
В целом следует обратить внимание на следующие моменты.
В Казахстане в отличие от стран Центральной Азии процесс возрождения ислама наблюдается не так заметно и характеризуется в целом стихийной формой развития. При этом ощущается заметное влияние извне, в первую очередь из монархий Персидского залива.
Светские правительства в регионе пытаются управлять процессами в религиозной сфере в основном административно-бюрократическими средствами и мерами. Например, в Казахстане было создано министерство по делам религий и гражданского общества.
Для формирования иммунитета к радикальной религиозной идеологии следует провести следующие меры:
Продолжение следует