Казахстан будет ежегодно получать около 300 млн долларов США прибыли от транзита после запуска «Западная Европа — Западный Китай». Об этом сообщил представитель Министерства по инвестициям и развитию Амангельды Беков.
Как известно, по итогам 2016 года планируется открыть движение на всем протяжении автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай». В этом году работы будут вестись на двух последних участках Алматы-Хоргос и Шымкент-Ташкент. В конце года проезд будет открыт от границы России до Хоргоса через западные и южные области Казахстана. Как сообщает Синьхуа,
построенные дороги увеличат пропускную способность машин в 1,5 раза, транспортные и транзитные перевозки ускорятся в два раза, время пребывания в пути сократится в 1,5 раза
Кроме того, будет повышен уровень безопасности на дороге.
Общая протяженность коридора «Западная Европа-Западный Китай» составит 8,445 тыс км. Из них 2,233 тыс км пройдет по территории России, 2,787 тыс км — Казахстана, 3,425 тыс км — Китая. Магистраль должна улучшить транспортные связи между Европой и Азией. Строительство дороги началось в 2009 году.
Кстати, как сообщил Амангельды Беков, уже сегодня интенсивность коридора возросла в 2,5 раза, в том числе растет грузопоток, он понемногу начал приносить прибыль.
Что бы ни говорили скептики, сегодня становится очевидно: создание Нового Шелкового пути может стать именно тем рычагом, который «вытащит» Казахстан из кризиса. Кроме этого, транзитный проект станет мощным инструментом привлечения инвестиций в регион. Это отмечают многие авторитетные эксперты.
При любом из вариантов прохождения транспортных коридоров через регион Центральной Азии, Казахстан оказывается центром всех транзитных и логистических процессов, что позволяет получать большие экономические результаты
В частности, по данным, озвученным А. Маминым, в 2014 году по транспортным коридорам Казахстана транзит грузов составил около 18 млн тонн: по железной дороге — 16,1 млн тонн, автомобильным транспортом — 1,5 млн тонн, водным транспортом — около 100 тыс тонн через порт Актау. Доход от транзита превысил 1 млрд долларов США.
Если для Казахстана воссоздание маршрутов Шелкового пути — это прежде всего раскрытие транзитного потенциала страны с учетом выгодного геополитического расположения республики, то для инициаторов создания восточной половины транспортного коридора, КНР, проект «Экономический пояс Шелкового пути» — это еще и важный дипломатический шаг, — отмечает сайт премьер-министра РК.
Как отметил в одном из своих интервью директор Центра по изучению России и Центральной Азии Фуданьского университета в Шанхае Чжао Хуашен, проект «Экономический пояс Шелкового пути» направлен в большей степени на формирование между государствами региона тесных комплексных отношений в экономической, политической и гуманитарной областях, чем на получение экономических преимуществ.
новый проект не замыкается на Центральную Азию, а реализуется на более масштабном уровне с охватом Южной и Восточной Азии, а также Евразии
Сейчас не только страны Евразии, но и весь мир рассматривает проект воссоздания Шелкового пути как перспективный и судьбоносный транзитный коридор для многих стран региона. Долгое время маршруты караванных троп, действовавших еще во II веке до нашей эры, не принимались всерьез. Морской путь казался более выгодным из-за того, что маршрут Шелкового пути проходил через горы и пустыни, в сложных погодных условиях с большим перепадом летних и зимних температур.
По данным историков, Великий Шелковый путь имел несколько маршрутов, но наиболее известным было «северное направление». Оно начиналось в древней столице Китая Чанъане, шло через Ланьчжоу в Дуньхуан, где дорога разделялась на два направления. Северный путь начинался от заставы Юймэньгуань и шел у северного подножия Тянь-Шаня через Хотан, Турфан, перевал Сан-Таш, город Суяб (современное село Шабзи в Кыргызстане) Кулан (ст. Луговая), Уч-Булак, Тараз, Исфиджаб (Шымкент, Казахстан), Шаш (Ташкент, Узбекистан), Замин, Самарканд, Бухару, Амулю (Чарджоу, Туркменистан), Мерв (Мары, Туркменистан), Герат. Далее путь проходил через Гекатомпил (столицу Парфии), Экбатану и Гиераполь с выходом на берег Средиземного моря.
В те времена по караванным тропам распространялись не только товары, но и технологии. Наиболее значимыми были способы изготовления шелка, цветного стекла, бумаги, пороха и пушек.
Но несмотря на все более мощное развитие торговли Китая с другими странами, Великий Шелковый путь прекратил свое существование в конце XVI века нашей эры. Этот период в Центральной Азии был ознаменован войнами и распадом империи монголов и Золотой Орды.
О возрождении исторического маршрута всерьез заговорили только в конце XX века, когда появились технологии и транспорт, позволяющие совершать большие трансконтинентальные перевозки в сложных погодных условиях, сохраняя их рентабельность
Так, в начале 1990-х годов активно обсуждался проект создания комбинированной Трансевразийской магистрали, которая частично повторяла маршрут Великого Шелкового пути, проходя через территорию КНР, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Турции и Грузии.
Параллельно с развитием транзитных коридоров в регионе Центральной Азии Китай начал формировать современную транспортную сеть, связывающую крупные порты на востоке страны с переходами на западной границе. Первая Транскитайская автомагистраль от порта Ляньюньгань на побережье Желтого моря до КПП «Хоргос» на казахстанско-китайской границе открылась 8 августа 2004 года. Дорога протяженностью 4393 км строилась с 1990 года. Технические характеристики трассы позволяют двигаться по ней со средней скоростью 120 км в час,
автобан позволил сократить путь от восточных до западных границ КНР страны с 15 суток до 50 часов или в 7,5 раза
Как возрождение маршрута Великого Шелкового пути создание отдельных транспортных коридоров было окончательно сформулировано в 2012 году. Тогда на 25-м заседании Совета иностранных инвесторов президент РК Нурсултан Назарбаев объявил о начале масштабного проекта «Новый Шёлковый Путь».
В качестве конкурентных преимуществ проекта Н. Назарбаев отметил выгодное географическое положение, постоянный рост грузопотоков, прямой доступ к рынкам стран Таможенного союза и благоприятный инвестиционный климат в стране. «Преимущество проекта «Новый Шёлковый Путь» будет основано на реализации «принципа 5С — скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность. В результате их территориальной и функциональной взаимоувязки должен возникнуть синергетический эффект», — добавил президент.
Сейчас эксперты отмечают безусловное экономическое преимущество создания такого транспортного коридора: ведь общий объем ВВП стран, которые будут объединены «Шелковым путем», составляет около трети мирового ВВП с перспективой роста до половины мирового ВВП.