Единого мнения по поводу расчетов в национальных валютах пока нет.
Современная мировая валютно-финансовая архитектура меняется, считают участники прошедшего круглого стола «Председательство Казахстана в ЕАЭС: ожидания, намерения и прогнозы». И надо принимать соответствующие меры.
Продолжение. Читайте также первую часть.
Артур Сулейманов, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (Уфа, РФ), проанализировал обозначенные стратегические направления экономической интеграции.
В числе прочего эксперт высказался по поводу общего финансового рынка ЕАЭС.
— Мы движемся довольно медленно, но в правильном направлении, когда понимаем, что современная мировая валютно-финансовая архитектура претерпевает серьезные изменения. Приходится переосмысливать эту архитектуру и формировать новые интеграционные посылы, — сказал он.
Зачем Казахстану алтын? Последствия введения единой валюты в ЕАЭС
Также он отметил регулярно вспыхивающие споры вокруг дедолларизации расчетов. На сегодняшний момент по этому вопросу единства нет. Эксперт обрисовал собственное видение проблемы.
Снижение влияния доллара в ЕАЭС строится на трех основных «китах».
Первое: снижение расчетов в мировых валютах и переход к национальным валютам. Это не политический ход, а
некая попытка выстроить более справедливый многополярный финансовый рынок
Второе: это выход из рамок прозападной, проамериканской валютной системы, во многом ограничивающей торгово-экономический суверенитет государств.
Третье: снижение зависимости от международной банковской системы SWIFT, конъюнктурных оценок зарубежных рейтинговых агентств.
— В любом случае надо понимать, что какие бы в перспективе меры по сокращению влияния доллара в ЕАЭС ни были бы поддержаны,
они будут приниматься по экономическим соображениям
Я считаю, что озадаченность стран ЕАЭС ролью доллара в экономике следует оценивать положительно и прогрессивно. Подобные разговоры ведутся не первый год. Но современная ситуация постпандемического кризиса скорее благоволит к продолжению дискуссий по данной тематике, — сказал Сулейманов.
Дедолларизация планеты: Европа уходит от доллара — уйдет ли Азия?
Также эксперт отметил, что
западные санкции в отношении отдельных государств отражаются на всем общем рынке ЕАЭС
Значит, странам Содружества нужно предпринимать меры защиты своих интересов в рамках объединения.
— Здесь можно сказать о снижении роли доллара в расчетах, схожем стабильном уровне инфляции, реализации импортозамещающих проектов, что так или иначе позволяет создать эффективный механизм минимизации ущерба от санкций и ограничительных мер. ЕАЭС продолжит свою экономическую стратегию, которую я назвал бы «Один в поле не воин», и попытается не только устанавливать отношения с отдельными странами, строить зоны свободной торговли,
но и усиливать свое представительство в других международных организациях
Например, в ООН, Всемирной таможенной организации (ВТамО) и ВТО, — резюмировал эксперт.
Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений, обратил внимание на приоритеты председательства Казахстана в ЕАЭС.
Первый – это промышленное сотрудничество.
— Определенные силы в некоторых странах не видят необходимого для них сиюминутного эффекта от реализации концепции развития ЕЭАС. Лицам, которые принимают важные решения, надо подумать о том, что население наших стран реально может от них получить. Если мы будем развивать промышленное сотрудничество в рамках ЕАЭС, создавать предприятия, на которых будут заняты тысячи человек, получим определенную поддержку от людей, — сказал он.
Однако
широкой поддержки совместного промышленного сотрудничества не наблюдается, —
утверждает Арупов.
Второй — справедливая взаимная торговля. Статистику 2020 года экономист назвал «несколько печальной», но добавил, что
она не связана с участием наших стран в ЕАЭС
— Здесь нужна поддержка казахстанского бизнес-сообщества. Оно не всегда комплиментарно к деятельности ЕАЭС, потому что остро реагирует на случающиеся ущемления неэкономического характера. Тогда в СМИ появляются новости: на границе задержана казахстанская фура, в отечественных овощах пестициды и т. д., — заявил Арупов.
Третий приоритет — цифровизация. По мнению эксперта, «здесь все в ЕАЭС идет четко», хотя и неравномерно. Кроме того, цифровизация пока затрагивает не все сферы и отрасли экономики.
Высказался эксперт и по другим проблемам.
— 2020 год был тяжелый. Многие страны пользовались изоляцией, чтобы получить конкурентное преимущество. Закрывались границы, появлялись проблемы с доставкой товаров, некоторые производители становились монополистами. В условиях жесточайшей конкурентной борьбы и непрекращающейся пандемии процессы протекционизма в мире будут продолжаться, — сказал он.
Кроме того, уверен экономист, помимо протекционизма будут продолжаться и процессы регионализации.
Пандемия коронавируса — репетиция передела мира — Своик
— В настоящее время в рамках ЕАЭС формируется нормальный, достаточно емкий рынок, который способствует развитию экономик государств, в него входящих. Чтобы мы ни говорили, продукцию малых государств на свободных рынках продавать сегодня сложнее, — сказал Арупов.
Далее он высказался об очередном приоритете, который поставил Казахстан. Это Евразийский транзитный маршрут.
— Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев считает, что
сотрудничество в этой сфере возымеет решающую роль в расширении торгово-экономических связей
Думаю, на сегодняшний день это самый эффективный путь развития наших отношений, который может дать самые быстрые экономические результаты, — заявил Арупов.
К приоритету расширения выхода на внешние рынки и активного развития отношений с третьими странами он отнесся несколько скептически. С точки зрения лидеров и политических элит это имеет принципиальное значение. Но будет ли сотрудничество с Кубой или Сербией иметь какое-то значение для простых граждан?
— Нужны начинания. Если сербы создадут совместные предприятия с Казахстаном, нам это интересно. Если казахстанцам проще и дешевле будет отдыхать на Кубе, никто против не будет. Дополнительные торговые партнеры должны быть с очевидными экономическими эффектами для ЕАЭС, — считает эксперт.
Окончание следует