Обычно решения о создании единых валют носит не только экономический, но и политический характер, уверен Данияр Джумекенов, аналитик Wall Street Invest Partners. Однако эксперт считает, что в ЕАЭС нет ни тех, ни других причин. Зато есть целый список негативных последствий, которые может повлечь введение такой валюты.
— К 2025 году в ЕАЭС должны сформировать общий финансовый (и не только) рынок. Тем временем регулярно обсуждаются возможности создания общей валюты ЕАЭС. Есть ли вообще необходимость для ее создания? Насколько это экономически целесообразно?
— В целом создание некой единой валюты, которая способна упростить торговые отношения между странами, имеет смысл. В качестве примера в первую очередь на ум приходит Европейский Союз, где она функционирует. Но ведь даже среди членов ЕС присутствуют государства, решившие не отказываться от собственных валют. Причем связано это не только с жесткими условиями для вступления в валютный союз: дефицит бюджета менее 3% ВВП и госдолг не более 60%.
Дефицит бюджета Евросюза достиг 1 трлн евро, но будет хуже — эксперты
Кроме того, страна должна поддерживать инфляцию на низком уровне, не превышающем 1,5% от уровня трех стран ЕС с самыми стабильными ценами, и многое другое.
— А есть ли сегодня в Содружестве какие-нибудь экономические предпосылки?
— Следует понимать, что решение о переходе на единую валюту главным образом носит политический характер. Если говорить о ЕС, союз создавался с целью объединить крупные страны региона и не допустить очередного масштабного военного конфликта. Затем панъевропейские настроения были распространены на страны Восточной Европы
и столкнулись там с сопротивлением локальных правительств: Польши, Болгарии, Чехии и т. д.
Не будем также забывать о Великобритании и Швеции, которые пожелали сохранить собственные валюты.
— Введение единой валюты подразумевает лишение независимости по части кредитно-денежной политики:
отсутствие возможности проводить эмиссию, устанавливать ставки, контролировать объем денег и так далее. Иными словами, возможности для борьбы с экономическими проблемами существенно уменьшаются. В частности, можно вспомнить Грецию, погрязшую в финансовых проблемах и вынужденную активно набирать долговые обязательства.
Мировой финансовый кризис не за горами: на это намекает американский госдолг
Можно привести и другой пример. AMU — Азиатская валютная единица, которая по сути является валютной корзиной, отражающей котировки денежных единиц 13 стран АСЕАН. Некоторые сравнивают валюту с ЭКЮ (предшественница евро), но она скорее похоже на переводной рубль, который использовался во времена СССР для расчетов стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи.
Существует AMU только в цифровом виде. Важно понимать, что это объединение также появилось не только по экономическим причинам.
АСЕАН изначально создавалась для сдерживания в регионе влияния СССР, а теперь и Китая
Как мы видим, без политики не обошлось и здесь.
— Вернемся к ЕАЭС. Чиновники Евразийского экономического союза регулярно заявляют об отсутствии потребности в создании единой валюты. И они совершенно правы. Национальные валюты крайне волатильны, и если их объединить, ничего не поменяется.
К сожалению,
страны ЕАЭС попросту не созрели для такого эксперимента
В первую очередь необходимо добиться макроэкономической стабильности. Кроме того, любые попытки начать разговоры на эту тему неизбежно сталкиваются с сопротивлением национальных представителей, которые не желают лишаться независимости.
— С экономическими предпосылками разобрались, а с политическими как? Они сейчас есть?
— На самом деле нет. Можно вспомнить о желании отказаться от доллара во взаиморасчетах, но говоря объективно, действительно актуальным по очевидным причинам этот процесс является лишь для России. В то время как, скажем, в Казахстане процесс дедолларизации идет со скрипом.
Дедолларизация планеты: Европа уходит от доллара — уйдет ли Азия?
Вероятность ввода американских санкций в адрес нашей страны минимальна. Тем более, что расчеты между Беларусью, Россией и Казахстаном и так в большей степени происходят в национальных валютах. Возможно, некий аналог AMU позволит избежать некоторой части проблем, связанных с конвертацией, но предпосылок для создания полноценной внутренней валюты нет.
— Представим гипотетически, что такую валюту в ЕАЭС все-таки введут. Кто выиграет, кто проиграет?
— Говорить о выигравших или проигравших от ввода единой валюты ЕАЭС вообще преждевременно. Для начала необходимо знать нюансы ее функционирования.
Можно предположить, что в большей части она будет завязана на рубле, который активно используется в союзе
и с каждым годом сильнее вытесняет доллар. А это явно не устроит национальные правительства из-за напрашивающихся аналогий недавнего прошлого. И лишний раз подтверждает тот факт, что шансов на ее появление крайне мало.
— Возможно ли полностью отказаться от доллара на территории ЕАЭС, даже не вводя общую валюту? В чем тогда будут взаиморасчеты?
— Избавиться от расчетов в долларах будет крайне сложно, так как недоверие к валютам партнеров все еще сохраняется. Например, Казахстан и Кыргызстан осуществляют торговые операции в основном в долларах. Причем связано это не только с волатильностью валют, но и с практическими соображениями. Половина экономики Казахстана — это экспорт энергоресурсов или связанная с ним инфраструктура, тогда как Кыргызстан продает за рубеж золото.
И все это из-за сложившейся торговой специфики осуществляется в долларах
Казахстан — страна, открытая для международной экономики. Разумеется, превалирование одной валюты над другими несет в себе потенциальные риски, но снизить их можно путем диверсификации — использования других крупных валют в внешней торговле: евро и юаня, а также наращивания доли расчетов в тенге внутри ЕАЭС.