Авиационные власти Казахстана признают, что малая авиация, используемая в медицинских и санитарных целях, давно устарела и подлежит замене.
Как мы уже писали в нашей первой статье о проблемах санитарной авиации «Санитарная авиация в коме: о чем молчат врачи?», только в феврале 2021 года случились три авиапроисшествия с участием медицинских бортов. А за последние пять лет в авиакатастрофах санавиации гибли пациенты и их лечащие врачи. Почему — стало понятно, когда мы изучили свежую статистику эксплуатации малой летной техники.
Скажем сразу, что в собственности Национального координационного центра экстренной медицины минздрава нет ни одного вертолета или самолета. Все спасательные операции совершаются на условиях аренды техники у коммерческих перевозчиков. А они, судя по возрасту их самолетов и вертолетов, решили дожать советские воздушные судна до полного износа.
В списке используемых самолетов 90 советских Ан-2, которым от 31 до 59 лет. Есть и свежие самолеты 2000-х годов выпуска, но их очень мало
Ощущение, будто вся советская техника летает именно в Казахстане. И периодически падает из-за отказа двигателей или разгерметизации салона. За что мы себя так не любим?
Министерство индустрии и инфраструктурного развития, которому мы задали вопросы об авиационной безопасности в медицине, подтверждает, что техника санавиации требует замены. Но что для этого сделано? Редакция так и спросила у авиационных властей: «Какие меры предприняты по недопущению повторения авиационных происшествий?».
«В целях недопущения авиационных происшествий с участием воздушных судов санитарной авиации уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации проводится постоянный технический контроль и надзор по программе безопасности полетов», — говорится в ответе вице-министра МИИР Аманияза Ержанова. — «Ведутся работы по оценке возможности применения более современных воздушных судов для обеспечения региональных и межрегиональных полетов по линии медицинской авиации и данные по воздушным судам передаются в РГП на ПХВ «Национальный координационный центр экстренной медицины» Министерства здравоохранения Республики Казахстан, а также вносятся соответствующие изменения в авиационное законодательство».
Что-то делают — это хорошо. Плохо, что результата не видно. Свежих самолетов среди прочей летной техники санавиации, как мы видим, менее 1%.
— Какие рекомендации авиационные власти Республики Казахстан давали или продолжают давать Министерству здравоохранения по решению проблемы обновления авиационного парка арендуемых воздушных судов для совершения медицинских рейсов? — спросили мы.
«По рекомендациям МИИР РК совместно с Министерством здравоохранения РК и другими государственными органами
включены вопросы по решению проблемы обновления авиационного парка арендуемых воздушных судов для совершения медицинских рейсов
в пункт 3.5 постановления правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1055 «Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020 – 2025 годы». А также уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации — АО «Авиационная администрация Казахстана» — была направлена информация по состоянию авиапарка в адрес РГП на ПХВ «Национальный координационный центр экстренной медицины» Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Судя по письму МИИР, все пути ведут в минздрав. Именно это ведомство отвечает за оказание экстренной медицинской помощи санавиацией. У него мы тоже спросили, на каких условиях строятся взаимоотношения с частными авиакомпаниями по аренде самолетов и вертолетов. Но в виду тяжелой эпидобстановки в стране ответа пока нет. Как и понимания странности той ситуации, что
в ноябре 2020 года в Казахстане презентовали суперсовременный медицинский самолет PILATUS PC-12 NG. В нем есть все для спасения жизней
И врачам не нужно будет одной рукой приклеивать системы лейкопластырем к обшивке, а другой придерживать каталку с пациентом.
Почему этот самолет после двух демонстрационных рейсов больше по заказу минздрава не летает, мы скоро узнаем.