Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
445
+0.37
EUR
477
+2.08
RUB
4.82
+0.02

Санитарная авиация в коме: о чем молчат врачи?

2060
Кадры с места авиакатастрофы Ан-28 3 октября 2017 года. Фото Sputnik Казахстан

Только в феврале 2021 года произошло 3 происшествия с санитарными рейсами. 5 февраля Ан-24 из-за неисправности двигателя, не долетев до Алматы, вернулся в Шымкент. 8 февраля Ан-2 санитарной авиации совершил вынужденную посадку в Восточно-Казахстанской области. 26 февраля Ан-2 авиакомпании «Азия Континенталь», выполнявший санитарный рейс по маршруту Боралдай — Кеген, не долетев до аэродрома, аварийно приземлился в 1,5 километрах от автомобильной дороги. У воздушного судна отказал двигатель.

В феврале 2020 года под Усть-Каменогорском после аварийной посадки полностью сгорел Ан-2 ТОО «Орлан 2000». Все находившиеся на борту самолетов люди остались живы.

6 потерянных жизней

Однако далеко не все авиаинциденты с участием бортов санавиации заканчивались благополучно. 3 октября 2017 года под Алматы трагически погибли в авиакатастрофе Ан-28 авиакомпании East Wing три члена экипажа и два врача. Они спешили в Шымкент на помощь роженице. Женщина, став матерью в шестой раз, находилась в тяжелом состоянии.

Спустя шесть дней после трагической гибели врачей, не дождавшись квалифицированной помощи, умерла и та самая роженица

В конце октября 2017 года приказом комитета гражданской авиации в Казахстане приостановили полеты всех Ан-28. Также появилась информация, что еще в январе 2017 качественный анализ воздушного флота санитарной авиации Южного региона показал непригодность некоторых самолетов и вертолетов для спасения людей. Претензии коснулись негерметичности салонов, отсутствия креплений для медицинской аппаратуры и даже сбоев в работе бортовой электрической сети.

Следствие по авиакатастрофе под Алматы 3 октября 2017 года шло почти три года. В сентябре 2020 начался суд над президентом авиакомпании East Wing Виталием Масалитиным

Обвинение вменило ему нарушение правил безопасности, повлекших гибель людей.

Какие выводы делают власти страны после каждого авиаинцидента с участием  самолетов санитарной авиации? Судя по тому, что этим вопросом в феврале 2021 года задались сенаторы, никаких. Происшествия расследуются, даются ценные указания. Но экипажи и врачи на свой страх и риск продолжают летать на советском воздушном полувековом шроте.

Техника возрастом в жизнь

«Необходимость в использовании современных воздушных аппаратов, соответствующих международным требованиям, является первостепенным условием повышения качества и своевременности оказания медпомощи при транспортировке больного», — заявила 11 февраля на пленарном заседании сената депутат Акмарал Альназарова. — «Тарифы по авиационным услугам,  предоставляемым самолетами, остались на уровне 2016 года.

Ввиду этого средний срок службы привлекаемых самолетов — Ан-2, Як-40 и Ан-24 — порядка 40-45 лет

Их летные, технические, санитарно-экологические характеристики не соответствуют современным стандартам. Удержание тарифов на уровне 2016 года приводит к ограничению отечественных авиакомпаний в производственно-хозяйственной деятельности и поддержании летной годности наших судов».

В распоряжении редакции оказалась свежая статистика по флоту санитарной авиации и его техническому состоянию. На вооружении РГП «Национальный координационный центр экстренной медицины» Министерства здравоохранения находятся 33 воздушных судна, предоставленных по договорам 8 авиакомпаниями. Среди них 20 самолетов (Як-40, Ан-24 и Ан-2) и 13 вертолетов (ЕС-145).

Летаем, но не везде

По регионам ситуация с обеспеченностью воздушными судами выглядит так:

  • Алматы — 3 борта (ЕС-145, Як-40 и Ан-2);
  • Нур-Султан — 4 борта (ЕС-145, Як-40 — 2 ед., Ан-24);
  • Шымкент — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2);
  • Актау — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2);
  • Атырау — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2);
  • Актобе — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2);
  • Уральск — 1 борт (Ан-2, ЕС-145 «Казавиаспаса» недавно снят с дежурства);
  • Костанай — 1 борт (Ан-2);
  • Петропавловск — 1 борт (Ан-2);
  • Кокшетау — 1 борт (Ан-2);
  • Павлодар — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2);
  • Караганда — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2);
  • Семипалатинск — 1 борт (Ан-2);
  • Усть-Каменогорск — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2);
  • Кызылорда — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2);
  • Тараз — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2);
  • Талдыкорган — 2 борта (ЕС-145 и Ан-2).

Как мы видим, как минимум четыре города республики не имеют в авиапарке вертолетов. А ведь у вертолетов есть некоторые преимущества перед самолетами. Например, возможность снижения скорости и высоты, внеплановое приземление на выбранную площадку. Менее чувствительны они и к погодным условиям.

Что касается парка самолетов, известный в народе «кукурузник» Ан-2 летает в радиусе всего 500 км

В условиях Казахстана с его огромными расстояниями между населенными пунктами технические характеристики «кукурузников» не всегда подходят для оказания экстренной медицинской помощи. У Ан-24 и Як-40 дальность полета составляет 2 и 2,5 тыс. км. Поэтому они выполняют межрегиональные рейсы и базируются в данный момент только в Алматы и Нур-Султане.

Однако есть острая необходимость в размещении аналогичного самолета в Актобе. Так как имеющиеся в стране три самолета Як-40 и один Ан-24 до западных регионов без пересадки попросту не долетают.

Похвастать есть чем, но незачем

Что же касается статистики по эксплуатации всего парка санавиации, есть данные за первое полугодие 2020 года. Перед каждым полетом рейс получает заключение инженерно-авиационного обеспечения. Фактически допуск к полету. С января по июнь 2020 таких заключений вынесено 207.

Однако не все рейсы в итоге состоялись. 143 оперативные заявки на полет не выполнены по метеоусловиям

И 35 по организационным причинам. Среди этих причин и непригодность взлетно-посадочных полос принимающего аэродрома, и чрезмерная дальность планируемого полета.

Каждый отложенный или несостоявшийся рейс санавиации — чья-то жизнь. А с учетом роста авиаинцидентов со старыми самолетами, не исключено, что и спасенная.

На первый взгляд, картина выглядит так, будто работников и пациентов санавиации хотят быстрее добить. Чтобы не мучались. Но 13 ноября 2020 года руководство Национального координационного центра экстренной медицины побывало на презентации современного самолета PILATUS PC-12 NG. Оснащенный по самому последнему слову техники, в распоряжении казахстанской санавиации он появился в единственном экземпляре.

Однако до сегодняшнего дня этот борт совершил всего два показательных полета. Хотя может регулярно летать в любую точку страны без дозаправки

Два полета — много это или мало?

По статистике, за последние 10 лет санитарная авиация

  • осуществила более 18 тыс. вылетов
  • помощь оказана 23 тыс. пациентов
  • 85 рейсов транспортировали граждан Казахстана из зарубежных клиник
  • 71 вылет – по доставке донорских органов.

На этом фоне два промо-полета безопасного нового «Пилатуса» больше похожи на демонстрацию возможностей выставочного экспоната.

Презентация «Пилатуса» 13 ноября 2020 года. Фото с сайта emcrk.kz

Ситуация в санавиации вызывает слишком много вопросов. Их мы адресовали в мининдустрии и инфраструктурного развития, отвечающего за безопасности полетов, и в минздрав, ответственный за качество медуслуг, которому подчиняется санавиация.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter