Во всех «Казахстанах» разный уровень дохода, продолжительность жизни, качество образования и так далее. По доходам разница достигает четырехкратной.
Такой же разрыв и в качестве образования, но на него влияет еще и социально-экономическое неравенство внутри регионов. Ученики элитных школ опережают сверстников из обычных примерно на три года обучения.
Жан-Франсуа Марто, постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане, предупреждает, что из-за коронавируса ситуация может ухудшиться. Меры нужно предпринимать уже сейчас
Свое мнение он опубликовал на сайте Всемирного Банка в Казахстане.
Влияние пандемии на результаты обучения будет весьма серьезным, полагает эксперт. При этом у нашей системы образования были проблемы еще до ее начала.
До вспышки COVID-19 в Казахстане 6 из 10 учащихся были «функционально неграмотными»
— Функциональная грамотность – это не то же самое, что «обычная» грамотность. Грамотные учащиеся вполне могут запомнить большинство столиц мира или выучить наизусть периодическую таблицу Менделеева. Однако они не могут применить полученные знания по математике, естественным наукам, чтению и пр. в повседневной жизни, чтобы работать на профессиональном уровне и преуспевать как личность и гражданин, — пояснил Марто.
Чем отличаются школы в странах Казахстана, России и Беларуси?
По его мнению, пандемия «грозит привести к функциональной неграмотности еще более 100 тыс. учащихся».
Марто сослался на недавние оценки Всемирного банка по Казахстану. Они показали, что в результате пандемии показатели обучения снизятся на 8 баллов по шкале PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, в рамках которой оцениваются навыки по математике, чтению и естественным наукам среди 15-летних подростков — прим.).
Последствия у этого негативные и далеко идущие. В частности, из-за закрытий школ увеличится разрыв между детьми из бедных и богатых семей.
Марто также отметил, что социальное неравенство часто усугубляется географическим.
— Неравномерный и неравный ландшафт развития человеческого капитала в Казахстане был представлен Центром исследований и консалтинга в начале октября 2020 года, — добавил он.
Автор сослался на аналитиков Центра, по мнению которых «сосуществуют «четыре Казахстана».
Во всех разный уровень доходов, рождаемости, продолжительности жизни и другие показатели, влияющие на Индекс человеческого капитала
— Было поразительно видеть огромные различия между четырьмя регионами. Например,
по уровню доходов существует четырехкратная разница между регионами с высокими и низкими показателями
По рождаемости север страны можно сравнить с Европой, в то время как юг отражает тенденции стран с низкими доходами, а северо-запад Казахстана по продолжительности жизни схож со странами Африки, — пишет Марто.
Исследование программы PISA гласит, что
регионы с низкой успеваемостью отстают от регионов с высокой в среднем на 4 года обучения
Там слабые результаты как в сельских, так и в городских школах. А в регионах с наиболее высокой успеваемостью уже большой разрыв между сельскими и городскими школами.
Бесплатное высшее образование: хаос или социальная справедливость?
— Северный Казахстан является вдохновляющим примером региона, где и общий уровень успеваемости по региону высокий, и разрыв между городскими и сельскими школами один из самых незначительных, — отметил автор.
Также налицо серьезная разницы между лучшими и слабоуспевающими учениками. Учащиеся Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ) опережают своих сверстников на 124 балла PISA, что соответствует почти трем годам обучения.
— Что касается функциональной грамотности, успеваемость учащихся из НИШ также разительно отличается от среднего показателя по стране. Согласно результатам PISA за 2018 год,
всего 6,2% учащихся НИШ были признаны функционально неграмотными в сравнении с 64% по стране
Высокая успеваемость небольшого числа учащихся — это хорошо, и к таким результатам следует стремиться и дальше. Однако Казахстану необходимо повышать и средний уровень навыков, — отметил автор.
Он напомнил, что качество школьного образования влияет на доходы в будущем.
— По нашим оценкам, в Казахстане
в результате 4 месяцев закрытия школ в марте-июне 2020 года будущие доходы этого поколения могут сократиться на 2,9%
Это эквивалент общих экономических потерь до 1,9 млрд долларов ежегодно, — подчеркнул Марто.
Дает ли высшее образование прибавку к зарплате в Казахстане?
Казахстан планирует увеличить финансирование сферы образования с нынешних 3,4 до 7% ВВП к 2025 году. Важно обеспечить, чтобы инвестиции были эффективными и приносили пользу всем детям.
— Казахстану необходимо будет решать проблему растущего разрыва в обучении, который усугубился в связи с закрытием школ во время пандемии. Программа восстановления в части обучения должна включать в себя:
Такой подход может помочь эффективно противостоять вызову «четырех Казахстанов» в период после пандемии и
преодолеть растущее неравенство в обучении,
особенно среди наиболее бедных и уязвимых слоев населения страны, — констатировал автор.