В Казахстане предлагают пойти по пути Европы и установить символическую плату за обучение в вузах.
На днях на встрече с активной молодежью из Альянса студентов председатель правления КАЗГЮУ Талгат Нарикбаев заявил, что высшее образование в Казахстане следует сделать бесплатным для всех.
«Я считаю, что студент не должен платить за высшее образование. Плата за обучение для него должна быть невысокой либо символической, как в Европе, только для того, чтобы он понимал, где учится. Ранее мы удивлялись тому, что в Европе такое дешевое высшее образование. Например, в Испании один год обучения стоит около тысячи евро. А в некоторых казахстанских вузах стоимость намного выше, чем в испанских», — сказал глава КазГЮУ.
По его словам, казахстанские вузы смотрят на студента как на клиента. Хотя, по сути, клиент университета – работодатель, а не студент. Ведь на рынке труда именно работодателям нужны качественные специалисты, конкурентоспособные выпускники.
Идея не нова и аргументы понятны. Однако президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов считает, что на вещи нужно смотреть реально — с точки зрения способности государства тащить на себе такую ношу.
— Это не первое такое предложение, — говорит Алшанов. — Депутат Ирина Смирнова предлагала такую идею. На самом деле возможности нашей страны и Европы, на которую ссылаются инициаторы идеи, разные. По многим специальностям и профессиональное образование также бесплатное. Сейчас у нас объективно все хотят получить высшее образование. Если оно станет бесплатным,
все ринутся в вузы. А есть ли материальная база обучить всех желающих? Конечно же нет
Нет достаточного количества учебных корпусов.
Куда в первую очередь направятся желающие? В ведущие вузы страны. А в КазНУ, например, сегодня обучение идет едва ли не в четыре смены.
На вещи надо смотреть реально.
В Казахстане наличие диплома о высшем образовании — некая традиция, а в Европе поголовного обучения в вузах нет
Там получают образование, чтобы получить хорошую работу. Даже если это средне-специальное.
— К тому же в Казахстане есть возможность получить бесплатное высшее образование — поступить на грант.
— Именно. Из своих потребностей государство предоставляет 53 тысячи образовательных грантов. Это тоже немало.
— Почему именно 53 тысячи, а не 55 или 52?
— Потому что большего количества специалистов, по оценкам государства, пока не требуется. Ведь обучение идет по заказу отраслей, а не из каких-то альтруистических государственных побуждений.
Что значит обучать бесплатно всех? Всеобщее высшее образование — неправильный тренд. Если уж обратиться к опыту той же Европы, там вузам приходится заманивать студентов, а потом из всей этой массы искать талантливых. Там на первый курс принимают всех желающих, но со второго вузы начинают беспощадно отчислять. К последнему курсу от общего числа поступивших может остаться максимум четверть.
Наши тоже предлагают пойти по этому пути — утвердить жесткие критерии соответствия студента дальнейшей учебе. В этом может быть и есть резон. Потому что многие талантливые ребята остаются за бортом высшего образования из-за отсутствия материальных возможностей.
— Да, но у этой системы есть коррупционные риски.
— Именно. Так что вопрос о бесплатном высшем образовании в Казахстане может хоть сколько обсуждаться, но тогда надо начинать с того, а всем ли мы дадим такую возможность?
Если ответ утвердительный, сразу возникает проблема номер один — отсутствие достаточного количества учебных корпусов. Все вузы сейчас задыхаются. В государственных мест нет. Не в бараках же обучать.
Частные университеты, кстати, тоже испытывают нехватку учебных корпусов. Мы были в Шымкенте, там даже в частных университетах обучаются по 12 тысяч человек
Проблема номер два — кто раскошелится на строительство учебных площадей? Особенно если высшее образование станет бесплатным, и у вузов не будет важной статьи дохода. Это длинные инвестиции, которые вряд ли отобьются.
— Какие источники дохода тогда будут у вузов, если студенты станут платить символические деньги?
— Сейчас система построена справедливо. Талантливая молодежь может выиграть гранты и учиться бесплатно. Остальные, кому позволяет бюджет, учатся на платной основе.
Речь все-таки идет о профессиональном образовании, а не о некоем социальном проекте. Мы должны готовить специалистов, а не тех, на кого государство потратит деньги, а завтра они окажутся неспособными работниками своей отрасли.
Соответствие минимальным профессиональным требованиям должно быть приоритетом в высшем образовании, если мы говорим об усредненном студенте
Вы совершенно правы, что обучать будущих специалистов должны профессионалы. Сейчас в вузах страны обучаются 400 тысяч человек. А если завтра будет миллион, где мы найдем столько преподавателей?
Если государство станет оплачивать университетам расходы на зарплату преподавателей, а студенты будут платить символические деньги, действительно, где вузы возьмут средства на свое развитие? А это материальная база, информатизация, покупка программного обеспечения. Все стоит недешево.
— И государство должно получить дивиденды за свои инвестиции в будущих специалистов. Не получится ли так, что в вузы попадут случайные люди, которым диплом нужен для галочки в биографии?
— Чем больше контингент обучающихся, тем больше рисков. Все эти альтруистические идеи, конечно, звучат прекрасно. Но в условиях острой нехватки бюджетных средств на оплату труда нынешних учителей и врачей дополнительная нагрузка точно ни к чему. Может быть когда государство станет побогаче или поменяются условия, и можно поговорить на эту тему.