Когда растет цена на товар или услугу, возникает вопрос — почему я должен за это платить? Ответ в нашей недостаточно рыночной экономике более чем примитивный — потому что.
Мониторинговое агентство Energyprom.kz сообщило о 13% росте цен на сливочное масло. При этом внутреннее производство продукта выросло на треть.
Согласно экономической теории, сложившиеся условия способствуют снижению розничных цен. Правда, в казахстанской экономике закономерности не работают. Почему?
Эксперт международной брокерской группы «Тикмилл» Арман Бейсембаев остановился на алгоритме процесса:
— Рост цен можно объяснить растущими издержками производителей и посредников.
В сливочном масле имеем не инфляцию спроса, а инфляцию издержек
В том числе из-за обесценившейся национальной валюты, растущих тарифов естественных монополий, регулятивных и фискальных издержек. Весь этот массив перекладывается на плечи потребителя.
Подорожание отдельно взятого продукта эксперт не склонен связывать с ростом спроса:
— Особенно в условиях падения уровня жизни населения в прошлом году спрос вообще оставляет желать лучшего. Уже не первый год в стране падает качество и снижаются стандарты жизни. При неизменной продуктовой корзине мы платим за нее все больше. Есть цифры, говорящие, что половину заработанного домохозяйства тратят на продукты питания.
Заместитель председателя правления Ассоциации фермеров Казахстана Ермек Абуов рассказал, как это сделать:
— Месяца три назад натуральное сливочное масло стоило 650-700 тенге за 200 г. После простого арифметического действия, умножив 650 на 5, получаем 3,25 тыс. тенге. Однако считаю, что
меньше 2,5 тыс. тенге за 1 кг натуральное сливочное масло стоить не может
Далее эксперт пояснил озвученную цифру:
— Почему 2,5 тыс. тенге? Все просто. Чтобы получить 1 кг сливочного масла, требуется 21 литр молока. Умножаем 21 на 120 тенге (оптовая цена) и получаем 2,52 тыс. Дешевле 2,5 тыс. может стоить только спред — продукт, сделанный из кокосового или растительного масла.
Бейсембаев развил свою мысль о снижении уровня жизни:
— В итоге гражданам приходится экономить, заменяя дорогой продукт на менее качественный дешевый аналог. Люди от деликатесов переходят на дешевые макароны, конфеты сменяет сахар, вместо филейного мяса — кости, вместо сливочного масла — маргарин. Печальная статистика. Хорошим уровнем жизни можно считать долю расходов на продукты питания не более 10%.
Половина доходов на продукты питания – это не про бедность, а про выживание и нищету
Бейсембаев считает все происходящее в экономике взаимосвязанным:
— В экономике многое работает не так, как могло бы работать в нормальной и адекватно регулируемой рыночной экономике. Забудем на время о сливочном масле и вспомним, что творится с бензином. Нефть растет – бензин дорожает, нефть падает – бензин все равно дорожает.
Объяснение этому эксперт видит в том, что в стоимости бензина нефти нет:
— Топливо дорожает вне зависимости от цен на нефть, потому что в ее стоимости сидят налоги, различные тарифы и сборы. И как всегда, все издержки перекладываются на плечи конечного потребителя.