Частный судебный исполнитель из Актау обратился к председателю Верховного суда по поводу попытки рейдерского захвата бизнеса.
Речь идет о нашумевшей истории противостояния ТОО «БатысНефтеТрэйд» и ТОО «Terminalex», которые уже более двух лет судятся по поводу принадлежащего первой компании имущества. Поначалу они успешно сотрудничали, но в 2018 году в отношениях между партнерами по бизнесу пролегла глубокая трещина.
Началось все с того, что Служба экономических расследований Мангистауской области начала досудебное расследование по статье 197 (транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения) УК РК, в рамках которого были опечатаны склады «Terminalex», где хранились нефть и нефтепродукты «БатысНефтеТрэйд» в количестве 13,7 тысячи тонн. При этом «БатысНефтеТрэйд» намеревался продолжить поставки грузов для их дальнейшей перевалки, однако «Terminalex» наотрез отказался исполнять свои обязательства до окончания расследования, о чем в письменном виде сообщил партнеру.
После того, как уголовное дело было закрыто за отсутствием состава преступления, и в связи с окончанием срока действия договора перевалки груза «БатысНефтеТрэйд» попросил «Terminalex» вернуть имущество. Но компания отказалась, заявив, что собственник прежде должен выплатить ей штраф в 330 миллионов тенге за необеспечение минимального объема услуг.
Пришлось «БатысНефтеТрэйд» решать вопрос в судебном порядке. 8 мая 2019 года специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области обязал «Terminalex» вернуть собственнику его имущество, во встречном иске об уплате штрафа было отказано.
Решение суда вступило в законную силу, но «Terminalex» отказался его исполнять и обратился в суд с иском о взыскании с бывшего партнера долга за сверхнормативное хранение груза. И на этот раз СМЭС Мангистауской области в лице судьи Гаухар Метеркуловой встал на сторону «Terminalex»: 10 декабря 2019 года «БатысНефтеТрэйд» обязали выплатить долг в размере 900 миллионов тенге.
Под видом невозможности исполнения решения суда частный судебный исполнитель Серик Аханов и представитель «Terninalex» Дмитрий Братусь в апреле 2020 года обратились к судье Метеркуловой с заявлениями об изменении способа и порядка исполнения решения суда путем обращения взыскания на нефть и нефтепродукты «БатысНефтеТрэйд» по оценочной стоимости на сумму 621 770 088 тенге.
Судья Метеркулова удовлетворила заявления и постановила обратить взыскание на имущество «БатысНефтеТрэйд» по оценочной стоимости в 621 770 088 тенге, в последующем признанной недостоверной.
Во исполнение определения судьи Метеркуловой частный судебный исполнитель Серик Аханов вынес постановление об обращении взыскания на имущество ответчика – те самые нефтепродукты, хранящиеся на складах истца. При этом он взял за основу отчет об оценке этого имущества на сумму 621 770 088 тенге. Цифры эти, по мнению «БатысНефтеТрэйд», явно занижены, поскольку независимая оценочная компания оценила товар в 1 325 735 826 тенге.
Более того, в последствии в рамках уголовного дела в отношении директора «БатысНефтеТрэйд», возбужденного по представлению Серика Аханова по статье 430 УК РК за неисполнение решения суда, заключением Института судебных экспертиз Мангистауской области было установлено, что рыночная стоимость нефти и нефтепродуктов на дату отчета об оценке, принятой Ахановым, составляла 1 350 996 350 тенге.
Учитывая существенные нарушения закона, допущенные судисполнителем Ахановым, в июне 2020 года суд № 2 города Актау признал незаконным постановление судисполнителя, согласно которому все имущество «БатысНефтеТрэйд» было передано в руки одного «Terminalex».
При этом еще во время судебного процесса по взысканию с «БатысНефтеТрэйд» долга за сверхнормативное хранение груза суд арестовал счета и имущество ответчика, тем самым парализовав работу компании. В результате этого у нее образовались долги, в том числе по зарплате сотрудникам. И по идее рассчитаться по своим обязательствам фирма могла только одним способом, предусмотренным законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»: судисполнитель пускает ее имущество с молотка, а вырученные деньги распределяет между взыскателями.
Однако тут вышла загвоздка: 10 ноября 2020 года судья Метеркулова вдруг выносит постановление об исправлении некой «описки» в решении от 19 мая, указав, что взыскание долга должно осуществляться путем передачи «Terminalex» всех арестованных нефтепродуктов. То есть, фактически, в корне меняет суть вердикта, хотя Гражданский процессуальный кодекс РК запрещает суду при исправлении описок и явных арифметических ошибок изменять выводы или содержание принятого ранее решения. Тем не менее Мангистауский областной суд, куда «БатысНефтеТрэйд» направил частную жалобу на постановление судьи Метеркуловой, отказал в ее удовлетворении по причине «отсутствия нарушений».
Тем временем давление на «БатысНефтеТрэйд» нарастало. 10 ноября 2020 года Управление полиции города Актау начало досудебное расследование в отношении директора «БатысНефтеТрэйд» Берика Боранбаева по факту неисполнения решения суда (статья 430 Уголовного кодекса РК). Основанием для этого послужило ранее внесенное Сериком Ахановым представление на имя прокурора Актау, в котором было сказано, что компания уклоняется от исполнения решения СМЭС Мангистауской области от 10 декабря 2019 года, не выплачивая остаток долга в размере 305 229 912 тенге. И это при том, что, как уже было сказано выше, рыночная цена нефтепродуктов с лихвой покрывает сумму, которую по решению суда «БатысНефтеТрэйд» должен выплатить «Terminalex».
Все происходящее возмутило не только представителей «БатысНефтеТрэйд», но и частного судебного исполнителя Евгения Исмамбетова, представлявшего интересы других кредиторов компании. Да так, что он написал открытое письмо на имя председателя Верховного суда Жакипа АСАНОВА с просьбой обратить внимание на происходящее вокруг «БатысНефтеТрэйд». Копии этого письма отправились в Администрацию президента, Совет по правовой политике, Высший судебный совет, сенат и мажилис, Генеральную прокуратуру, МВД, Министерство юстиции, Агентство по противодействию коррупции, а также в «Nur Otan», «Ак Жол», «Народную партию Казахстана» и редакции ряда крупных казахстанских СМИ.
«На протяжении более года в угоду юридическому лицу, не скрывающему своей принадлежности к некой известной кланово-олигархической группе, с задействованием так называемого адмресурса имеет место попытка захвата права собственности на имущество стоимостью около 2 миллиардов тенге – сырую нефть и нефтепродукты весом свыше 13 тысяч тонн, в чем суды принимают во многом определяющее участие. Судами систематически саботируется надлежащее применение закона, грубо нарушаются права одних участников судебных процессов, и реабилитируются судебными актами преступные действия других, что исключает возможность уголовного преследования последних. Установленные законом принципы гражданского судопроизводства начисто отметаются, все условности отброшены в сторону. Обращение за судебной защитой обернулось привокзальной игрой в наперстки», — говорится в письме, которое Евгений Исмамбетов зачитал на прошедшей в Алматы пресс-конференции, посвященной этой ситуации.
В своем обращении судебный исполнитель напомнил Жакипу Асанову его же слова, прозвучавшие на расширенном совещании судей по итогам отправления правосудия за первое полугодие 2018 года:
«Судей используют, чтобы вот таким наглым образом захватить чужой бизнес!… Не надо быть юристом, чтобы в этих схемах увидеть один и тот же сценарий. Здравый смысл подскажет – наглое рейдерство!… Вас используют для захвата чужого бизнеса».
Судебный исполнитель просит главу Верховного суда дать оценку происходящему и восстановить справедливость, ибо только он в состоянии это сделать — нижестоящие инстанции на это, видимо, неспособны.
«Уважаемый Жакип Кажманович! В Ваших власти и возможностях в минимальные сроки установить достоверность изложенных фактов. Неизвестно, воспользуетесь ли Вы имеющимся правом инициирования пересмотра незаконных судебных актов. Но хочу публично предупредить Вас о том, что в ближайшее время, судя по динамике рассмотрения дел судами Мангистауской области, имущество законного владельца в особо крупном размере будет незаконно отчуждено злоумышленниками, отправлено на переработку, и, тем самым, безвозмездно утрачено, а совершаемые преступления будут доведены до конца. Будут грубым образом нарушены права собственника и ряда его кредиторов с требованиями на общую сумму порядка 2 млрд. тенге. Вместе с тем, незаконность всего происходящего, и крайне неприглядная роль судов в этом, рано или поздно будут доказаны», — подытожил Евгений Исмамбетов.