Поправки в Закон «Об образовании», вступившие в силу 1 января 2021 года, антиконституционны и нарушают фундаментальное право казахстанских детей на лучшее среднее образование.
Новость буквально взорвала все социальные сети. Родители возмущены: в разгар учебного года им предстоит решить вопрос с устройством своих школьников в казахстанские школы. Чиновники уже прокомментировали нововведение в закон.
«Родители и иные законные представители детей, являющихся гражданами Казахстана и постоянно проживающих в РК, обязаны обеспечить получение ими среднего образования в организациях образования РК или международных школах, имеющих лицензию на занятие образовательной деятельностью по общеобразовательным учебным программам основного среднего, общего среднего образования, находящихся на территории Республики Казахстан. Исключение — дети, выехавшие в зарубежные страны в установленном законодательством порядке. На сегодняшний день все дети, граждане Казахстана, которые выбыли в зарубежные школы, обязаны вернуться в организации образования Казахстана», — сказала руководитель департамента по обеспечению качества образования Алматы Гульнара Ермекбаева.
Позже в министерстве отреагировали на бурную реакцию общественности. Дескать, учиться в зарубежных школах не запрещено, а разрешено в виде дополнительного образования. Адвокат Жангельды Сулейманов и группа его коллег готовят иск к министерству. В нем они намерены указать на все провалы системы образования, ущемляющие права детей.
— Насколько я понимаю, поправка действует с 1 января 2021 года. Дополнена статья закона пунктом о том, что граждане Казахстана и иные лица, проживающие на территории Казахстана, должны обучаться в казахстанских учреждениях образования, — говорит адвокат. — Меня удивила циничность этой нормы.
Во-первых, тем, что
введена она почему-то с 1 января, а не с 1 сентября, чтобы дети доучились. Хотя бы так, раз захотели такую норму ввести
Так делать нельзя, это антигуманно.
Во-вторых, эта норма вообще не обсуждалась.
В-третьих, нет никаких сомнений, почему эта норма не была принята ранее — это ответная реакция государства на то, что во время карантина многие дети ушли в более лучшие условия. Есть понятие лакмусовой бумажки. Карантин показал, что российские школы лучше наших в сто раз. Вот и все. И
наших чиновников зацепило. Они сделали как было в СССР — не пущать
То есть в МОН решили, что никто не должен видеть, что есть хорошее российское образование. Потому что нахватавшись представлений, люди здесь начнут качать права. Условно вот что произошло. Это неприятно. Это чьи-то амбиции, которые перекрыли кислород тысячам детей.
— А с правовой точки зрения эта норма не является антиконституционной?
— С точки зрения закона, безусловно, эта норма антиконституционная. Дело в том, что в Конституции хоть и коряво, но четко и ясно написано, что среднее образование обязательно. Предложение необычное, в нем нет глагола. Оно неполное. И толковаться должно в пользу граждан. Среднее образование обязательно. Для кого? Для 80-летнего человека, который никогда не учился в школе? Или для приезжего из другой страны? Министерство любит ссылаться на эту норму Конституции, хотя само не понимает, что ее формулировка неточная.
Не сказано в Конституции, кому обязательно и не написано, что полученное в Казахстане. Тогда в таком случае
получение среднего образования не в Казахстане не запрещено Конституцией
Мне еще не понравилась позиция парламента. МОН — инициатор норм, но парламент не должен весь бред министерств пропускать и утверждать. Поэтому претензии у меня к депутатам есть. МОН завтра может решить, что дети должны учиться 20 часов в день без выходных. Неужели парламент и это пропустит?
— Я хочу поддержать общество. Тысячи людей возмущены. Я и группа моих коллег адвокатов готовим иск к МОН не в части этой нормы, а в части всей системы образования и желания министерства всех детей загнать в казахстанские школы.
И у нас есть хорошее основание — моральное. Оно таково, что министерству для начала не мешало бы привести в порядок школы
Чтобы в классе учились по 24 человека, чтобы учителя были профессионалами, чтобы туалеты были нормальными. Суперважный момент, о котором я писал много раз, — по закону второй смены не должно быть вообще. Ни в одной нормальной стране нет вторых смен. Есть понятие «ребенок». Все дети одинаковые, они должны ходить в школу к 8 утра, приходить к 14 часам домой. Ходить в школу в обед — абсурд.
Пусть МОН доведет все школы до уровня «Назарбаев Интеллектуальных». Сельские — в первую очередь
Тогда дети вернутся в страну сами. А сейчас кнутом возвращать их туда, где у них есть риск быть изнасилованными в школьном туалете, как минимум бесчеловечно. Образование — фундаментальное право каждого человека во всем мире. И нас в нем ограничивают.
Наш иск будет на 100 страниц, в нем будут указаны все провалы МОН. Мы покажем, как министерство относится к детям. Надеюсь, благодаря поднятой шумихе благоразумие восторжествует до нашего иска.
Аналогичная точка зрения и у эксперта в области образования, генерального директора образовательной компании Ustudy Жаната Рахмани.
— Жанат, как вы считаете, запрет на дистанционное обучение школьников за рубежом — это правильные шаги государства или он ущемляют права детей?
— Любые принимаемые решения, я считаю, нужно обсуждать с общественностью. В Казахстане более 200 частных школ, помимо государственных. Однако обмена мнениями не было. Решение, коснувшееся негосударственного регулирования, принято без широкого обсуждения.
— Решение уже принято. И государство объясняет решение усилившимся оттоком учащихся в зарубежные школы. А чем плохо-то? Может быть, государство в будущем и студентам запретит поступать в неказахстанские вузы?
— Отток учащихся — следствие той ситуации, в которой страна оказалась год назад. Хорош или плох отток, решать, думаю, тому, кто платит деньги.
— Людей оставили без выбора, не так ли?
— Именно. Такие радикальные решения следует принимать обдуманно. И поскольку они касаются большого количества казахстанцев, государственные решения должны устраивать всех, а не только государство.
— Почти целый год дети учились дистанционно. Многие родители заметили снижение уровня знаний. Дети, особенно маленькие, тяжело восприняли такую учебу. Констатирован факт того, что государство оказалось не готово к дистанционному обучению. Можно ли сказать, что всю ответственность за свой собственный провал с дистанционным обучением МОН пережило на плечи школьной общественности, запретив ей выбирать место учебы?
— Мне сложно согласиться с вашей формулировкой, так как я не знаю, как думает и считает министерство на самом деле. Я твердо стою на том, что решение, принятое без обсуждения с теми, кого оно коснулось, ущемляет права. В том числе ущемляет права школьников на посещение школ в прежнем режиме.
Прошел почти год дистанционной учебы, а нам так и не показали научно-обоснованных данных о том, какова заболеваемость коронавирусом среди школьников
Какова переносимость ими этого вируса. То есть сама необходимость оставлять школьников на дистанционном обучении не доказана. И теперь мы видим последствия этих решений.