Сегодня, 18 января, парламент рассмотрит законопроект, который может в принципе изменить работу юристов по всей стране. Эксперты уверены — не в лучшую сторону. Но заплатят за это простые казахстанцы.
30 декабря мажилис перед роспуском принял закон с подвохом — поправки в закон об адвокатской деятельности и юридической помощи.
Вкратце смысл поправок таков:
— собрать всех (!) юристов страны в одну организацию и
— заставить платить членские взносы от 1 МРП и выше.
Уточним, этих потенциальных плательщиков членских взносов в стране десятки тысяч. То есть внезапно кто-то решил создать и одну организацию, и вместе с ней финансовый поток на миллионы тенге. Кто?
Здесь надо понимать, что создание такой структуры и новые расходы юристов (членские взносы) в конечном счете лягут на плечи простых казахстанцев. Просто мы все начнем платить за юридическую помощь еще больше, и она станет менее доступной.
В первую очередь пострадают наименее состоятельные казахстанцы, для которых поход к юристу превратится в роскошь. Ради чего все это? По сути, просто создатся новый «шлагбаум», и надстройка, которую надо кормить — но которая не сделает жизнь лучше. Это действительно необходимо народу?
Инициатива исходит от ОЮЛ «Ассоциация палат юрконсультантов РК. Руководит организацией бывший судья, прокурор и сенатор Серик Акылбай. С подачи Ассоциации закипела работа по придумыванию новых механизмов регулирования юридической отрасли. Решили согнать всех юристов в единое республиканское объединение по примеру адвокатов. Идея пришлась по душе и группе депутатов. Они инициировали законопроект, который приняли почти в рекордный срок.
Независимые юристы теперь готовы положить дипломы на полку, нежели работать под контролем бывших работников судебно-правоохранительной системы
Да еще и за 12 МРП в год из собственного кармана.
Глава контрольно-ревизионного органа Казахстанской ассоциации палат юрконсультантов Александр Пономаренко главными целями принудительной интеграции видит
А их, по предварительным расчетам, ежегодно в республиканский орган будет поступать около 300 млн тенге. Кто же откажется от такого бюджета на ровном месте?
Кстати, по действующему законодательству минимальное количество членов в региональных палатах составляет 50 человек. В поправках предложено увеличить эту цифру в 4 раза. И в этом юристы тоже усмотрели определенный умысел.
— Укрупнение минимальной численности палат до 200 членов я еще понимаю и поддерживаю, — говорит Пономаренко. — Но сама юридическая конструкция будущей Республиканской коллегии юридических консультантов, то есть некоммерческой организации, основанной на обязательном членстве палат, это правовой нонсенс.
Образование такой надстройки ограничивает права палат как юридических лиц. А это разрешено делать только в случае, прямо предусмотренном законодательством. Он прописан в законе о саморегулировании. Однако, увы и ах, для юридических лиц случай не подходит. Поэтому без внесения поправок и в закон о саморегулировании норма об обязательном членстве палат в коллегии является ничем иным, как незаконным вмешательством в дела саморегулируемой организации.
Независимые юристы недовольны попыткой обложить их поборами
Проще говоря, происходит подмена понятий и видимость, что коллегия палат — саморегулируемая организация.
На наших глазах образуется очередная черная дыра для взносов с непонятным назначением, но с хорошим бюджетом в 285 млн тенге в год
К тому же полностью подконтрольная Казахстанскому союзу юристов.
— Как она будет работать?
— Также, как ее прообраз, «Ассоциация палат юридических консультантов РК» в Нур-Султане. В нее сейчас входят 18 палат. Все
поправки, против которых мы сейчас выступаем, подогнаны под то, чтобы эта ассоциация смогла самостоятельно созвать учредительный съезд Коллегии
Ну а там уже будет утвержден ее устав и свое руководство. А все остальные 69 региональных палат должны будут к ней присоединиться.
— Считаете, что союзу и ассоциации не хватает денег, поэтому они решили прибрать к рукам все палаты юристов республики?
— Давайте посмотрим, чего за полтора года наработала вышеназванная ассоциация и входящие в нее 18 палат. Общее количество членов — около 2 500 человек. Членские взносы составляют 1 МРП в месяц.
То есть за 18 месяцев ассоциация должна была получить 117 млн тенге, или по 6,6 млн тенге в месяц
Куда уходили эти деньги? Я понятия не имею — никакой финансовой отчетности ни ассоциации, ни палат в открытом доступе нет. Но из имеющегося отчета сервиса kompra.kz и анализа размера уплаченных налогов
известно, что зарплатный фонд в среднем составляет 1,5 млн тенге в месяц на 5 работников ассоциации
Я очень рад за Серика Акылбая и Абдыкарыма Акжанова, что они получают такую стабильную зарплату. Кстати, некоторые из них удваивают жалованье еще и в союзе.
— Анализ размера уплаченных налогов свидетельствует о том, что председатель палаты юридических консультантов Алматы Бауыржан Макулбаев получает зарплату около 10 тыс. тенге в месяц. И это при количестве около 300 членов и поступающих в палату около 10 млн тенге ежегодно в виде взносов.
Председатель палаты юридических консультантов Нур-Султана
Ануарбек Скаков и его сотрудники, судя по отчету, получают зарплату около 1,5 млн тенге за два месяца
И это при количестве около 530 членов и поступающих в палату около 16,5 млн тенге взносов в год.
А в некоторых палатах, насколько мне известно, имеются даже большие долги перед ассоциацией. Ну и куча недовольных таким несправедливым распределением благ. Возникает резонный вопрос: а не связана ли такая спешка в создании коллегии с желанием ассоциации быстро по-тихому списать все неудачи и расходы после ликвидации?
Александр Пономаренко всерьез видит в действиях Казахстанского союза юристов угрозу национальной безопасности.
— Они реально создали теневое юридическое правительство. Размыли государственные институты, попутали государственное с частным. Они развалили и хотят приватизировать практически всю юридическую отрасль.
Я сомневаюсь в законности членства в союзе некоторых государственных институтов и сотрудников правоохранительных органов
А структуры ассоциации палат юрконсультантов, входящей в союз, ведут непрозрачную финансовую деятельность. Они нарушают требования законодательства о публичном раскрытии финансовой информации саморегулируемыми организациями.
И после всего этого юристам и журналистам говорили, что республиканская коллегия палат юрконсультантов поможет навести порядок в отрасли? А там ли бардак увидели?