Общественники уверены, что резервы есть, но их не ищут.
Если проверить на эффективность госпрограммы и квазигоссектор, можно по результатам сэкономить немало средств. В частности, государство тратит большие суммы на «самопиар», а при госзакупках нередко завышаются цены. Между тем социальная сфера отчаянно нуждается в дополнительном финансировании.
Об этом говорили участники заседания аналитической группы «Кипр» — «Вопросы эффективного использования бюджетных средств: потери в доходах и расходах».
Ерлан Смайлов, руководитель группы «Кипр» начал с вопроса,
насколько эффективно используются средства как республиканского, так и местных бюджетов
Может ли государство изыскать дополнительные средства на социальные программы? А необходимость таковых уже назрела, поскольку социально-экономическая сфера, мягко говоря, хромает. Например, по статистике ЮНИСЕФ, в Казахстане на 18 млн населения миллион бедных детей. Это не говоря о «работающей бедности» и откровенно нищих гражданах.
Шолпан Айтенова, директор ОФ «Zertteu Research Institute», заявила, что раньше денег было много, сейчас стало в разы меньше.
— Первый признак того, что мы практически исчерпали потенциал —
впервые за много лет берем у Азиатского банка развития заем в 1,5 млрд долларов США. Причем берем на текущие расходы,
— сказала она.
Также Айтенова посетовала, что и прежние деньги могли быть потрачены более эффективно.
Кого удар пандемии и карантина задел сильнее всего?
К словам эксперта Смайлов добавил данные из отчета Счетного комитета. Там говорится о неэффективном использовании бюджетных средств.
— По программе ФИИР за семь лет — с 2012 по 2019 годы — инвестировали 5 трлн тенге. Из них
на достижение прямых целей использовали только 15%. А оставшиеся 85% — на мониторинг, консультации, оценки, публикации
Новые бордюры меняли на еще более новые и так далее. Может надо было эти деньги потратить на школы? — привел пример Смайлов.
Айтенова напомнила, что в 2003 размер республиканского бюджета составлял 500 млрд тенге, и это даже меньше, чем бюджет только Алматы в 2020 году. С тех пор бюджеты выросли во много раз, но такого же роста качества человеческой жизни нет.
— Зато видим огромное вытеснение частного капитала государственным. И ту огромную роль, которую заняло государство в экономике, — сказала Айтенова.
Экономист Сергей Домнин считает, что в плане бюджетного процесса удалось сделать немало. Например, переход на сравнительно долгосрочный бюджет. Кроме того, уже практически победили «неосвоение бюджетов».
Однако в этом пункте нашлись свои подводные камни, о которых высказались участники. Смайлов заявил, что в итоге появился «приоритет освоения над качеством». То есть поскольку администраторы бюджетных программ за неосвоение «спрашивают» с госорганов, эти средства пытаются потратить любыми путями. При этом не особо заморачиваясь пользой и эффективностью. Иначе в следующем году им просто дадут меньше денег.
Пора ввести личную ответственность за провалы госпрограмм, — сенатор
— И на республиканском, и на местном уровнях надо потратить деньги в любом случае, а как именно — это уже второй вопрос, — сказал он.
Домнин отметил, что никто эффективность и не мониторит. То есть сколько выделили денег на программу — ясно, а какой денежный поток образовался в результате — нет.
Айтенова считает, что таких индикаторов делать и не будут, потому что это вопрос ответственности. А упор на «скоростное освоение» как раз может привести к различным финансовым нарушениям.
— Когда речь идет о государственном бюджете и госзакупках, все оказывается очень дорого. На рынке это могло стоить в два раза дешевле. Например, создали портал «Енбек» (по трудоустройству — прим.), и он стоил 135 млн тенге. Не знаю, какое было обоснование этой цены, — сказала она.
Говоря о поиске резервов, Смайлов предположил, что следует проверить на эффективность госпрограммы, квазигоссектор и вообще все, на чем могли потерять деньги. То есть не только прямые убытки, но и недополучение доходов. Для примера он сослался на данные Счетного комитета за 2017-2021 годы по оценке реализации программы развития сельского хозяйства.
— Инновационные технологии не внедряются. Мелкие сельхозформирования производят основную часть продукции, но при этом
не пользуются господдержкой из-за несоответствия требованиям правил субсидирования
Аудит выявил финансовые нарушения на 2,8 млрд тенге, неэффективное планирование на 16,9 млрд, неэффективное использование средств — 44 млрд. На 44 млрд можно построить около 30 школ.
43% живет на селе, а вклад в ВВП сельской территории — от 5 до 7%
И если посчитать все инвестиции, окажется, что этот огромный массив денег не дал результата, — перечислил Смайлов.
Айтенова также отметила, что государство тратит большие суммы на «самопиар». Публикации в СМИ, блогеров и так далее.
Пока село в депрессии, бегство молодежи в города неизбежно — эксперт
— 50 млрд тенге в год — это только госинформзаказ. Помимо того, что акимы заказывают позитивные материалы о себе, — сказала она.
Также эксперты упомянули потери бюджета от «серого» сектора экономики. По словам Смайлова, в 2018 его оценивали до трети от общего объема, или около 5,2 трлн тенге.
Домнин при обсуждении госпрограмм отметил еще одну проблему. Не оценивается, насколько отвечали мероприятия (на которые тратились госсредства) целям программ.
— Почему-то ни по одной из программ у нас нет хотя бы промежуточных оценок, что есть во многих развитых странах. По некоей программе потратили столько-то денег, а какой эффект получили? Вот когда госорганы будут вынуждены заниматься такой аналитикой, тогда мы и поймем настоящий объем средств, которые могли бы быть сэкономлены, — сказал он.
В целом участники сошлись во мнении, что существуют большие резервы для увеличения доходов бюджета. Эти деньги можно было бы инвестировать в том числе в социальную сферу и человеческий капитал. И при правильном использовании это даст большие дивиденды в будущем.