Трудоспособное сельское население уже не в состоянии прокормить детей и стариков: на 1 тысячу работников приходится по 549 малышей и 183 пенсионера.
Заведующая отделом Казахского научно-исследовательского института экономики АПК и развития сельских территорий Шолпан Акимбекова проанализировала состояние сел. Она констатирует негативную динамику внутренней миграции «село-город».
— Государство за историю независимости реализовало несколько программ по поддержке села. Сейчас это проект «Ауыл — Ел бесігі». И тем не менее работоспособные люди продолжают уезжать из села. С чем это связано?
— Одним из вызовов ХХI века является глобальный демографический дисбаланс. Старение человечества и увеличение численности населения Земли — общемировой тренд.
Через 40 лет число людей в возрасте старше шестидесяти будет превышать число тех, кому меньше 15-ти
Низкая рождаемость и старение человечества во многих странах неизбежно провоцируют проблемы на рынке труда. В частности, нехватку трудовых ресурсов. Нарастающий демографический дисбаланс формирует новые миграционные волны и усиливает социальную напряженность по всему миру.
Любые новые тенденции в демографических процессах непосредственно отражаются на состоянии и жизнедеятельности человека. В последнее десятилетие численный состав населения Казахстана устойчиво растет, в том числе сельского (на 5,7%, или с 7,3 до 7,7 млн человек). Рост населения села обусловлен тенденцией превышения рождаемости. Во многом она зависит от социально-экономических факторов и современного типа воспроизводства.
В то же время изменяется соотношение городского и сельского населения. Удельный вес последнего сократился с 45,8% в 2008 году до 42,6% в 2017.
Как это ни парадоксально, но существует определенная корреляция между удельным весом сельского населения и продолжительностью жизни на селе.
Чем ниже в стране доля сельчан, тем выше продолжительность жизни
Иными словами, высокий удельный вес сельских жителей в составе всего населения свидетельствует об экономической неразвитости.
Несмотря на высокую рождаемость, в селах существует риск старения населения. За последние 10 лет доля лиц моложе и старше трудоспособного возраста увеличилась на 5% и 1,5% соответственно. Тогда как доля лиц трудоспособного возраста, занятого в сельской экономике, сократилась на 6,5%.
— Есть статистика в разрезе регионов по долям разных возрастных групп?
— Есть. Отмечу, что сейчас диспропорции возрастной структуры наблюдаются практически во всех регионах. Например, в Павлодарской области доля детей в структуре населения составляет только 2%. Тогда как в Туркестанской — 25%. Структура населения Восточно-Казахстанской области характеризуется высокой долей пенсионеров — 11%.
В динамике достаточно заметно прослеживается тенденция сокращения численности сельской молодежи в возрасте 15-28 лет на 16% (с 2 млн в 2009 году до 1,7 млн в 2018 году).
Рост сельского населения в преклонном возрасте и сокращения молодежи говорит о нарастающей демографической нагрузке на людей трудоактивного возраста
В среднем сейчас на 1 тысячу трудоспособных жителей села приходится 549 детей и подростков до 15 лет и 183 пенсионера. Одной из причин относительно быстрого старения сельского населения является тот факт, что эмигрируют главным образом лица трудоспособного возраста. А пожилые люди предпочитают не покидать привычные места жительства.
— Можно ли выделить динамику миграционных процессов и их закономерность?
— Рассматривая динамику миграционной подвижности, мы выявили некоторые закономерности. Международная миграция населения определилась прежде всего перетоком переселенцев из стран СНГ (3%). Межрегиональная характеризуется оттоком населения из областей в другие регионы (85%). Для внутренней миграции характерен отток сельского населения в города (12%).
Причем большинство уезжающих из сел в города — люди репродуктивного возраста. Что усиливает процесс депопуляции населения сельских территорий
В Акмолинской, Алматинской, Атырауской и Мангыстауской областях усиливается нерегулируемый миграционный поток. Здесь мигранты дестабилизируют местные рынки труда. В структуре миграции сохраняется тенденция эмиграции квалифицированных кадров и иммиграция оралманов, обладающих зачастую низкой квалификацией.
Тенденция перемещения населения из сел в города связана с высокой диверсификацией производства и более развитой социальной инфраструктурой. При этом демографические смены и изменение трудового рынка приводят к необходимости снабжать людей со всеми уровнями навыков рабочими местами.
Учитывая низкий объем ВВП, производимый сельским хозяйством, сельское население замещает городских эмигрантов
При значительном оттоке трудоспособного населения из села и росте числа невостребованных выпускников учебных заведений можно ли говорить о качестве трудового потенциала сельских территорий?
— То есть сельская молодежь с высшим образованием не востребована в экономике?
— В сельских территориях сокращается численность экономически активного населения на 6,4%. Отмечу, что 55% сельского населения проживает в южных регионах республики. А это больше сельхозпроизводства, чем промышленные. Несмотря в целом на положительные сдвиги в образовательной структуре сельского населения, трудовой потенциал аграрного сектора сократился на 36,6%. Он не востребован. Почему?
Потому что средняя зарплата в сельском хозяйстве на 40% ниже республиканского уровня. Она составляет 91,1 тыс. тенге
Оплата труда в сельхозпроизводстве потеряла стимулирующую роль и способность воздействовать на потребительский спрос. Потому-то и нет у аграрных кадров мотивации работать в сфере сельскохозяйственного производства и закрепляться в сельской местности.
Сохраняется проблема «скрытой безработицы» или самозанятости, являющейся одним из основных факторов низкого уровня жизни на селе.
В 2018 году численность самозанятого населения в целом по республике составила 2,1 млн человек, или 24% от всего занятого населения. Из них 1,3 млн человек — жители села
Это 35% всего занятого населения сельской местности. При этом доля самозанятых в сельхозпроизводстве составляет 65%. Кто эти люди? Это почти 1 млн работников личных подворий с очень низкими доходами. То есть работа у них есть, но официально занятыми они не являются. Следовательно, не охвачены системой социальной защиты.
Важно, что именно в этой группе увеличивается число лиц со средним специальным профессиональным образованием. Мои наблюдения показывают, что в ближайшие годы в селе возникнет острейший дефицит как квалифицированного, так и неквалифицированного персонала.
— Понять отток молодежи из сел несложно. Люди бегут из-за неблагоустроенных условий жизни. Причем со скоростью, гораздо превышающей процесс благоустройства.
— Да, сельская местность намного отстает от городской по ряду социальных условий жизнедеятельности населения. Это и наличие благоустроенного жилья, и основные элементы социальной и инженерной инфраструктуры. Сельчане информационно изолированы. Потому они слабо представляют свои социальные и экономические права.
Несмотря на меры по развитию регионов, более трети сельских населенных пунктов страны не имеют асфальтированных подъездных дорог. Основная часть сельского жилого фонда остается без коммунальных услуг.
По данным официальной статистики,
централизованным отоплением обеспечено только 3% сельского населения, канализацией — 37%. Горячее водоснабжение есть только у 2% сельчан, а ванну или душ могут себе позволить только 7%
В 2,6 тыс. сел с населением в 1,2 млн человек нет централизованного водоснабжения. То есть жители 40% казахстанских сел не имеют круглосуточного доступа к воде. Более половины из этих сел признаны нецелесообразными для подведения водоснабжающих сетей, так как там проживает менее 200 человек. Больше всего таких сосредоточено в Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Костанайской областях.
По данным Министерства сельского хозяйства, проблема доступа к водоснабжению в селах будет решена до 2022 года. В малочисленных населенных пунктах установят комплексные блок-модули. А в села с населением более 200 человек проведут централизованное круглосуточное водоснабжение.
Что делать дальше? Продолжать развитие сел и сокращать разрыв в доходах сельского и городского населения. Как это делать? Через повышение занятости экономически активного населения села. Сельхозпроизводству нужны стабильные рабочие места. Причем в объеме, необходимом для обеспечения продовольственной безопасности.