Идея сенатора Мамытбекова основана на фактах: госпрограмм много, а результатов мало.
Различные государственные программы принимаются постоянно, а вот качество их реализации оставляет желать лучшего. Изъяны проявляются уже на стадии планирования, не говоря уже о последующих. Чтобы как-то переломить ситуацию, нужен целый комплекс мер.
В том числе и карательного характера
Об этом заявил сенатор Едил Мамытбеков на заседании палаты.
Сенатор отметил, что при прогнозах развития и формировании бюджета сейчас основываются на трех сценариях. А в качестве основных факторов влияния принимаются цена на нефть и ситуация на мировых финансовых рынках. Но без привязки к собственным ресурсам развития.
— Такой подход к оценке бюджета и прогнозированию используется в течении последних 20 лет. Тем самым на задний план отходит фактор диверсификации экономики. Как следствие,
целевые результаты госпрограмм в этом направлении в полной мере не стимулируются,
— сказал сенатор.
Мамытбеков задался вопросом, почему в качестве основных факторов не используют производительность труда, ход реализации ГПФИИР и другие макроиндикаторы. Он утверждает, что именно эти параметры используются в качестве основных факторов роста во многих развитых странах.
Россия пропустила Казахстан вперед по ВВП на душу населения
Далее он обратил внимание на качество отраслевых программ.
— Сегодня актуален вопрос, насколько программы нацелены не только на получение финансирования, но и на достижение мультипликативного эффекта от их реализации (экономического, социального и т. д.)? — считает депутат.
Причем здесь изъяны практически на всех этапах, начиная с разработки и заканчивая контролем.
В числе прочего он считает, что
пора усиливать ответственность руководителей бюджетных программ
В частности, за некачественное планирование и неэффективное использование бюджетных средств. А для пущего эффекта вместо дисциплинарных наказаний подвергать административным.
Бюджетные средства должны идти на пользу людям — Нигматулин
— Это требует внесения изменений и дополнений в Закон «Об административных правонарушениях». При этом наказание должно быть реальным и неотвратимым,
несмотря на сроки давности, перевод на другое место работы или увольнение руководителя бюджетной программы,
— сказал он.
Одновременно депутат обратил внимание, что и Нацбанк «на законодательном уровне не несет ответственности за экономический рост». Хотя вместе с правительством обозначает основные направления денежно-кредитной политики. А значит, и ответственность за рост ВВП должна быть солидарной. В этом случае
Нацбанк сам окажется заинтересован в нем и начнет кредитовать экономику «длинными деньгами»
Сегодня отечественный банковский сектор так и не стал для экономики главным источником инвестиций.
Далее депутат озаботился теневой экономикой, которая, по оценке экспертов, превышает 20% ВВП и не снижается.
— Эффективным методом борьбы с теневой экономикой сегодня является стимулирование безналичного денежного оборота, запрет бесконтрольного отчуждения собственности. А защита прав акционеров, инвесторов и кредиторов должна быть государственным приоритетом, — считает Мамытбеков.
Кроме того,
слишком мало средств вкладывается в науку и НИОКР, доля их финансирования не выходит за рамки 0,4-0,6% от ВВП
В результате наукоемкая экономика формируется слабо, а научные результаты в производство то ли не внедряются, то ли внедряются недостаточно. И даже уже реализуемым проектам недодают средств.
Пока науку Казахстана лихорадит от скандалов, мир уходит далеко вперед — Шибутов
— Например, в настоящее время АО «Фонд науки» осуществляет реализацию 153 проектов. Для их завершения и коммерциализации необходимо 4,6 млрд тенге, — сказал сенатор.
Но поскольку денег не хватило,
работы остановились. Хотя ранее в эти проекты успели вложить средства
— К сожалению, отечественная наука не имеет устойчивых связей с производством, не выстроена схема устойчивого партнерства науки и бизнеса на основе встречного движения заявок инновационно активных предприятий, университетов и научных организаций. Такой подход недопустим и проблему надо решать, — считает сенатор.
Причины практически всех проблем депутат видит в недостаточно системном подходе к управлению социально-экономическим развитием. Мало того, до сих пор нет четкого представления.
— Сегодня налицо отсутствие четкого механизма планирования бюджета, несовершенство механизма исполнения бюджета, нет должной системной связи между механизмами и процессами планирования и исполнения республиканского бюджета, — сказал он.
https://365info.kz/2018/12/chto-nuzhno-kazahstanskoj-nauke-issledovanie
Более того, с одной стороны, в системе управления не хватает профессиональных кадров. Зато «увлеклись внесением новаций без особой необходимости в них и научного их обоснования».
В заключение сенатор посетовал, что мы потеряли механизм реализации любой программы. А он должен содержать: