Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Пора ввести личную ответственность за провалы госпрограмм, — сенатор

5720
Фото : пресс-служба сената парламента РК

Различные государственные программы принимаются постоянно, а вот качество их реализации оставляет желать лучшего. Изъяны проявляются уже на стадии планирования, не говоря уже о последующих. Чтобы как-то переломить ситуацию, нужен целый комплекс мер.

В том числе и карательного характера

Об этом заявил сенатор Едил Мамытбеков на заседании палаты.

Количество есть, качества не хватает

Сенатор отметил, что при прогнозах развития и формировании бюджета сейчас основываются на трех сценариях. А в качестве основных факторов влияния принимаются цена на нефть и ситуация на мировых финансовых рынках. Но без привязки к собственным ресурсам развития.

— Такой подход к оценке бюджета и прогнозированию используется в течении последних 20 лет. Тем самым на задний план отходит фактор диверсификации экономики. Как следствие,

целевые результаты госпрограмм в этом направлении в полной мере не стимулируются,

— сказал сенатор.

Мамытбеков задался вопросом, почему в качестве основных факторов не используют производительность труда, ход реализации ГПФИИР и другие макроиндикаторы. Он утверждает, что именно эти параметры используются в качестве основных факторов роста во многих развитых странах.

Россия пропустила Казахстан вперед по ВВП на душу населения

Далее он обратил внимание на качество отраслевых программ.

— Сегодня актуален вопрос, насколько программы нацелены не только на получение финансирования, но и на достижение мультипликативного эффекта от их реализации (экономического, социального и т. д.)? — считает депутат.

Причем здесь изъяны практически на всех этапах, начиная с разработки и заканчивая контролем.

В числе прочего он считает, что

пора усиливать ответственность руководителей бюджетных программ

В частности, за некачественное планирование и неэффективное использование бюджетных средств. А для пущего эффекта вместо дисциплинарных наказаний подвергать административным.

Бюджетные средства должны идти на пользу людям — Нигматулин

— Это требует внесения изменений и дополнений в Закон «Об административных правонарушениях». При этом наказание должно быть реальным и неотвратимым,

несмотря на сроки давности, перевод на другое место работы или увольнение руководителя бюджетной программы,

— сказал он.

Одновременно депутат обратил внимание, что и Нацбанк «на законодательном уровне не несет ответственности за экономический рост». Хотя вместе с правительством обозначает основные направления денежно-кредитной политики. А значит, и ответственность за рост ВВП должна быть солидарной. В этом случае

Нацбанк сам окажется заинтересован в нем и начнет кредитовать экономику «длинными деньгами»

Сегодня отечественный банковский сектор так и не стал для экономики главным источником инвестиций.

Теневиков много, а науки мало

Далее депутат озаботился теневой экономикой, которая, по оценке экспертов, превышает 20% ВВП и не снижается.

— Эффективным методом борьбы с теневой экономикой сегодня является стимулирование безналичного денежного оборота, запрет бесконтрольного отчуждения собственности. А защита прав акционеров, инвесторов и кредиторов должна быть государственным приоритетом, — считает Мамытбеков.

Кроме того,

слишком мало средств вкладывается в науку и НИОКР, доля их финансирования не выходит за рамки 0,4-0,6% от ВВП

В результате наукоемкая экономика формируется слабо, а научные результаты в производство то ли не внедряются, то ли внедряются недостаточно. И даже уже реализуемым проектам недодают средств.

Пока науку Казахстана лихорадит от скандалов, мир уходит далеко вперед — Шибутов

— Например, в настоящее время АО «Фонд науки» осуществляет реализацию 153 проектов. Для их завершения и коммерциализации необходимо 4,6 млрд тенге, — сказал сенатор.

Но поскольку денег не хватило,

работы остановились. Хотя ранее в эти проекты успели вложить средства

— К сожалению, отечественная наука не имеет устойчивых связей с производством, не выстроена схема устойчивого партнерства науки и бизнеса на основе встречного движения заявок инновационно активных предприятий, университетов и научных организаций. Такой подход недопустим и проблему надо решать, — считает сенатор.

У каждой ошибки есть имя и фамилия

Причины практически всех проблем депутат видит в недостаточно системном подходе к управлению социально-экономическим развитием. Мало того, до сих пор нет четкого представления.

— Сегодня налицо отсутствие четкого механизма планирования бюджета, несовершенство механизма исполнения бюджета, нет должной системной связи между механизмами и процессами планирования и исполнения республиканского бюджета, — сказал он.

https://365info.kz/2018/12/chto-nuzhno-kazahstanskoj-nauke-issledovanie

Более того, с одной стороны, в системе управления не хватает профессиональных кадров. Зато «увлеклись внесением новаций без особой необходимости в них и научного их обоснования».

В заключение сенатор посетовал, что мы потеряли механизм реализации любой программы. А он должен содержать:

  • контроль за реализацией всех без исключения программных мероприятий путем жесткого мониторинга их исполнения не только по срокам, но и по качеству;
  • обратную связь с необходимой корректировкой программных мероприятий, что позволяет учесть динамично меняющиеся внутренние и внешние факторы влияния на экономическую ситуацию. С учетом того, что программные документы – это не догма;
  • адресную ответственность за исполнение мероприятий. Сегодня она размыта до такой степени, что ее скорее можно считать безответственностью.
© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter