Иностранцы удивляются: почему мы тратим деньги на приглашаемых из-за границы «варягов», а не на собственных профессоров? Тем более,что гости с огромными зарплатами далеко не самые лучшие специалисты.
Окончание нашей беседы с профессором, который на условиях анонимности рассказал о проблемах высшего образования в стране. Читайте также первую часть.
— Должна же быть какая то система поощрений, премии или что-то в этом роде.
— Для поощрения существует система «лучший преподаватель Казахстана»,
но принципы отбора этих лучших вызывают сомнения
Например, очень большое преимущество дает наличие сертификата по английскому языку, такой человек тут же получает огромное количество баллов. А если другой работает в науке и даже может читать спецлитературу, но экзамен не сдает, он сразу отстает.
https://365info.kz/2019/02/put-naverh-vozmozhno-li-probitsya-bez-pomoshhi-agashek
На Западе, помимо высокой зарплаты и малого количество часов, проработавший несколько лет профессор получает право на sabbatical. Это аналог отпуска или каникул, во время которых он занимается только наукой, отстранившись от преподавания. Это время ему оплачивает государство.
У нас такого нет, и эта нагрузка в 800 часов сопровождает нас всю оставшуюся жизнь
Раньше на Алматы в сентябре буквально обрушивался десант ученых из-за границы (сейчас иссяк из-за пандемии). Выйдя после летних каникул, вся эта профессура получает возможность проводить полевые исследования, и у кого объекты этого исследования в Казахстане, те ехали сюда. Оплачивают поездки университеты.
Наш профессор, если у него нет возможности заплатить самому или получить грант, никуда не поедет
Зато у нас ежегодно требуют так называемый учебно-методический комплекс дисциплин (УМКД). С текстами лекций, с разработкой семинаров и тому подобным они доходят до 300 страниц. При этом молодой преподаватель, чтобы набрать те самые 800 часов, должен вести до десяти разных предметов в год. А значит, вынужден писать до трех тысяч страниц этого самого УМКД. Теперь представьте, какие после такой нагрузки могут быть наука и качество преподавания.
Преподаватель просто засыпан огромным количеством справок и тому подобного. И почти всегда присылают с пометкой «срочно»,
иногда даже в полночь — а к утру это должно быть готово
В западных университетах консультации называются «офис-час», в это время профессор в своем кабинете занимается собственной работой, а студент может прийти, а может и не появиться. У нас же консультации ставятся в расписание, и преподаватель сидит не у себя, а в учебной аудитории.
— Неужели такое творится во всех наших университетах?
— Нет, если несколько вузов, где все намного лучше. Очень приличные зарплаты, приближенные к западным условиям. В одном из таких (название которого все знают) основной костяк из иностранных преподавателей. Профессорам платят до 5 млн тенге в месяц — сравните со ставкой в 130 тысяч. А преподаватель этот через несколько лет уедет.
Показательные «казни» университетов ничего не дают — профессор
То есть ситуация, как в футболе — «варяги» вроде голы забивают, но спортивное мастерство страны в целом не растет. То же самое и в науке. Да, иностранный профессор пишет статьи в рейтинговом журнале, и там есть гриф «Казахстан». Но на общем состоянии науки опять-таки это никак не отражается, потому что профессор этот уедет и продолжит разработки дома.
При этом приглашенные «варяги», как правило, не самые лучшие преподаватели.
Высокооплачиваемый западный специалист не бросит свою работу, чтобы приехать на пару лет практически в провинцию,
он будет держаться за собственный университет. У нас есть система приглашения, и зачастую, когда надо срочно освоить деньги, приглашают иностранных преподавателей, но тоже срочно. Я говорил с западными друзьями, и они утверждают, что у них так дела не делаются. Они не могут спешно все бросить и уехать, поэтому отъезд планируют за год-два. А те, кто это сделать может, уже не самые востребованные преподаватели. А мы их приглашаем на огромную зарплату.
Кстати, они и сами удивляются.
Один из них так и сказал: «Почему эти деньги тратятся не на вас, а на нас?»
И такое на каждом шагу. Вроде внедрили Болонскую систему, но можно взять любой элемент, и окажется, что это просто профанация и имитация. Похоже на ту фейковую статью, скандал с которой недавно разразился.
— А что вообще на выходе получаем? Выпускники как?
— Я глубоко убежден, что вся система должна просто служить подспорьем для того, чтобы задать правильный вектор студенту думающему и ищущему. Преподаватель его поддерживает, советует какую-то литературу, отвечает на вопросы. То есть большая роль должна уделяться самообразованию. Если студент не заинтересован в этом, никакая система ему и не поможет.
В школах в преддверии ЕНТ учеников натаскивают на простое зазубривание фактов,
а в итоге мы получаем студентов, которые не способны ни думать, ни реализовать себя
Изначально порочна уже школьная система подготовки, и что мы можем получить на выходе? Студенты не хотят иди в науку, они стремятся туда, где можно сразу зарабатывать. Многие даже преуспевают, но назвать их интеллектуалами довольно сложно.
— А наши дипломы котируются за рубежом?
— Присоединившись к Болонской системе, мы получили выход на мировой рынок. Поэтому наших дипломников обязаны принимать везде. В частности, они спокойно могут закончить наш вуз и идти в магистратуру Гарварда и Сорбонны. То есть наши дипломы признаются. Но если разговор о работодателях, очередь за нашими выпускниками не выстраивается. Но там вообще такая стратегия — в том же Гарварде предпочитают принимать собственных выпускников. В общем, признавать наши дипломы обязаны, и кое-кто из наших получает работу, но вряд ли об этом можно говорить как о массовом явлении.