Доходы от пассажироперевозок снизились вдвое.
По данным Бюро национальной статистики в 2020 доход от перевозок пассажиров железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным и городским электрическим транспортом составил 287,7 млрд тенге.
По сравнению с 2019 годом показатель упал более чем вдвое ( 596,8 млрд). Частично эти потери удалось компенсировать за счет роста доходов с грузоперевозок – они выросли на 9,9% или 102,2 млрд, составив 1 трлн 135,7 млрд тенге.
Общие итоги 2020 железнодорожного транспорта: резкое падение пассажиропотока на фоне относительно небольшого роста грузоперевозок. Так, по данным Бюро национальной статистики:
Помимо прочего эти цифры говорят, что железные дороги в прошедшем году заработали на грузах в 21 раз больше, чем на пассажирах, а средний путь последних стал короче по сравнению с 2019 годом. При этом доход при пересчете на 1 пассажира упал примерно на 20%.
Независимые юристы недовольны попыткой обложить их поборами
Сильнее всего грузооборот упал в Западно-Казахстанской области – сразу на 46% (до 3,3 млрд т*км – самый низкий показатель в республике). Также упали показатели в Алматинской (-32% до 11 млрд), Мангыстауской (-33,1% до 8,5 млрд) и Туркестанской (-35% до 4,4 млрд) областях.
Наибольший же рост показали города республиканского значения
– Шымкент (+92,2% до 7,8 млрд), нур-Султан (+63,9% до27,9 млрд) и Алматы (+54,6% до 12,2 млрд).
Похожая картина и по пассажирообороту. Показатели Шымкента снизились на 19,5% (до 152,5 млн п*км), Нур-Султана – на 32,5% (до 3 млрд), тогда как в Западно-Казахстанской области пассажирооборот упал более, чем в 4 раза, а в Алматинской, Мангыстауской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях – более, чем втрое.
Авиакомпании, в отличие от ЖД-транспорта, основные деньги зарабатывают на пассажирах, а не на грузах. В 2020 финансовую модель пришлось пересмотреть, но компенсировать сокращение перелетов не удалось. В целом результаты года выглядят следующим образом:
По аналогии с ЖД-транспортом, можно констатировать, что перевозка пассажиров принесла авиакомпаниям в 15 раз больше средств, чем от грузов, но
доход на одного пассажира снизился на 30%
При этом среднее расстояние перелета упало на 23% (что не удивительно, учитывая, что улететь в большинство стран стало проблематично)
Еще один любопытный момент – пассажирооборот в Шымкенте оказался в 6,8 раз выше, чем в Нур-Султане: 2,1 млрд п*км против 317,1 млн. Грузооборот в столице вообще незначительный – 0,91 млн т*км против 14,88 млн в Шымкенте и 40,4 млн в Алматы.
Что касается работы автомобильного и городского электрического транспорта, то самые примечательные изменения заключаются в следующем: количество пассажиров автобусов упало втрое. А вот доход – всего на 30%.
Карантин 2020: что подорожало больше всего
В такси, наоборот, заработки снижаются быстрее, чем теряется клиентура: в 4 раза и в 2,5 раз соответственно. В случае с троллейбусами, трамваями и прочими видами транспорта (включая метро) показатели снизились более пропорционально. Общие же показатели работы по итогам 2020 оказались такими:
При этом пассажиропоток во всех регионах Казахстана упал как минимум в 2 раза. Сильнее всего – более, чем в 4 раза – в Мангыстауской области (до 1,16 млрд п*км).
А вот грузооборот вырос в двух регионах – Нур-Султане (+3% до 10,1 млрд т*км) и Туркестанской области (+2,3% до 3,3 млрд). В Атырауской области он составил лишь 58,7% от уровня предыдущего года (13,9 млрд).
Все, что касается водного транспорта, делится на 2 категории: внутренний и морской (включая прибрежный). И год они провели по-разному: