Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

300 млрд не досчитались железные дороги и авиатранспорт

482
фото: akzent.zp.ua

По данным Бюро национальной статистики в 2020 доход от перевозок пассажиров железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным и городским электрическим транспортом составил 287,7 млрд тенге.

По сравнению с 2019 годом показатель упал более чем вдвое ( 596,8 млрд). Частично эти потери удалось компенсировать за счет роста доходов с грузоперевозок – они выросли на 9,9% или 102,2 млрд, составив 1 трлн 135,7 млрд тенге.

Ж/Д: багажа больше, пассажиров — меньше

Общие итоги 2020 железнодорожного транспорта: резкое падение пассажиропотока на фоне относительно небольшого роста грузоперевозок. Так, по данным Бюро национальной статистики:

  • Объем перевезенных грузов и багажа составил 413,3 млн тонн. Это на 1,3% больше, чем в 2019. При этом доход от перевозок вырос на 5,6% до 939,4 млрд тенге
  • Количество перевезенных пассажиров упало на 48% до 11,3 млн человек. Доходы упали на 59,2%, составив 44,9 млрд тенге
  • Общий грузооборот составил 302,2 млрд т*км – на 4,5% больше уровня 2019
  • Пассажирооборот составил 8,65 млрд пассажирокилометров – это 48,8% от уровня 2019-го.

Помимо прочего эти цифры говорят, что железные дороги в прошедшем году заработали на грузах в 21 раз больше, чем на пассажирах, а средний путь последних стал короче по сравнению с 2019 годом. При этом доход при пересчете на 1 пассажира упал примерно на 20%.

Независимые юристы недовольны попыткой обложить их поборами

Сильнее всего грузооборот упал в Западно-Казахстанской области – сразу на 46% (до 3,3 млрд т*км – самый низкий показатель в республике). Также упали показатели в Алматинской (-32% до 11 млрд), Мангыстауской (-33,1% до 8,5 млрд) и Туркестанской (-35% до 4,4 млрд) областях.

Наибольший же рост показали города республиканского значения

– Шымкент (+92,2% до 7,8 млрд), нур-Султан (+63,9% до27,9 млрд) и Алматы (+54,6% до 12,2 млрд).

Похожая картина и по пассажирообороту. Показатели Шымкента снизились на 19,5% (до 152,5 млн п*км), Нур-Султана – на 32,5% (до 3 млрд), тогда как в Западно-Казахстанской области пассажирооборот упал более, чем в 4 раза, а в Алматинской, Мангыстауской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях – более, чем втрое.

Авиа: Шымкент популярней Нур-Султана

Авиакомпании, в отличие от ЖД-транспорта, основные деньги зарабатывают на пассажирах, а не на грузах. В 2020 финансовую модель пришлось пересмотреть, но компенсировать сокращение перелетов не удалось. В целом результаты года выглядят следующим образом:

  • Перевезено 24,2 тыс. тонн грузов и багажа. Это на 9,2% меньше уровня 2019. Зато доход вырос сразу на 30,9% — до 11,6 млрд тенге
  • С пассажирами ситуация обратная. Их общее количество снизилось на 36,3% (до 5,5 млн человек), а доход – на 51,6% (до 176,1 млрд тенге)
  • Общий грузооборот составил 56,2 млн т*км (67,2% от уровня 2019), пассажирооборот – 8,3 млрд п*км (49,2%)

По аналогии с ЖД-транспортом, можно констатировать, что перевозка пассажиров принесла авиакомпаниям в 15 раз больше средств, чем от грузов, но

доход на одного  пассажира снизился на 30%

При этом среднее расстояние перелета упало на 23% (что не удивительно, учитывая, что улететь в большинство стран стало проблематично)

Еще один любопытный момент – пассажирооборот в Шымкенте оказался в 6,8 раз выше, чем в Нур-Султане: 2,1 млрд п*км против 317,1 млн. Грузооборот в столице вообще незначительный – 0,91 млн т*км против 14,88 млн в Шымкенте и 40,4 млн в Алматы.

Авто: количество пассажиров упало втрое

Что касается работы автомобильного и городского электрического транспорта, то  самые примечательные изменения заключаются в следующем: количество пассажиров автобусов упало втрое. А вот доход – всего на 30%.

Карантин 2020: что подорожало больше всего

В такси, наоборот, заработки снижаются быстрее, чем теряется клиентура: в 4 раза и в 2,5 раз соответственно. В случае с троллейбусами, трамваями и прочими видами транспорта (включая метро) показатели снизились более пропорционально. Общие же показатели работы по итогам 2020 оказались такими:

  • Перевезено 3 млрд 288,7 млн тонн грузов – это 92,6% от уровня 2019. Но доход вырос на 4,8%, составив 179,1 млрд тенге
  • Количество пассажиров составило 8 млрд 369,5 млн человек (35,2% от уровня 2019), общий доход — 66,7 млрд тенге (70,8%)
  • Общий пассажирооборот составил 91,3 млрд п*км (-65%), грузооборот – 160,7 млрд т*км (-12%)

При этом пассажиропоток во всех регионах Казахстана упал как минимум в 2 раза. Сильнее всего – более, чем в 4 раза – в Мангыстауской области (до 1,16 млрд п*км).

А вот грузооборот вырос в двух регионах – Нур-Султане (+3% до 10,1 млрд т*км) и Туркестанской области (+2,3% до 3,3 млрд). В Атырауской области он составил лишь 58,7% от уровня предыдущего года (13,9 млрд).

Водный транспорт: груза меньше, но расстояния больше

Все, что касается водного транспорта, делится на 2 категории: внутренний и морской (включая прибрежный). И год они провели по-разному:

  • У внутреннего транспорта грузооборот вырос в 4,3 раза (до 62,1 млн т*км), при том, что общий вес снизился на 32% (до 927,7 тыс. тонн). То есть груза стало меньше, но перевозят его куда дальше. В морском и прибрежном транспорте ситуация обратная: груза больше (+5,3% до 871,7 тыс тонн), но оборот снизился (-6,5% до 631 млн т*км)
  • Зато доходы выросли в обоих случаях. У внутреннего транспорта – на 3,2% (до 494,8 млн тенге), у морского и прибрежного – на 18,3% (до 5,1 млрд тенге)
  • На морском количество пассажиров упало гораздо сильнее, чем на внутреннем: -53,4% (до 40,7 тыс человек) и -13,5% (до 39,7 тыс человек) соответственно
  • Это сказалось на доходах. Потери у морского составили 55,9%5 (до 37,2 млн тенге), внутреннего – 6,7% (до 25,5 млн)
© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter