Эксперты предсказывают информационные войны и крушение позиций некоторых групп из элиты.
Близятся выборы в мажилис и маслихаты всех уровней. 10 декабря стартовала агитационная кампания, во время которой партии попытаются собрать максимум электората.
Тем временем отечественные политологи анализируют расклады и пытаются спрогнозировать итоги. В целом фаворит ясен, однако все еще не исключаются сюрпризы, хотя бы в распределении остальных мандатов. И некоторые наблюдатели ожидают жесткой, хоть и не видной широкой публике, схватки.
По поводу нынешней электоральной кампании высказался на своем канале политолог Талгат Калиев. Кампания вполне себе скучная, разве что две партии провели ребрендинг, но больше почти никто особо не активничал.
— Эпизодическая активность конкурентов Nur Otan ограничивается эксплуатацией отдельных тем, причем не в развернутом формате, а во фрагментарном, отдающем популизмом, — подчеркнул политолог.
Если так пойдет дальше, Калиев спрогнозировал лидерство партии власти. У нее в активе как минимум более высокая узнаваемость и «инерционные настроения». Однако время для неких сюрпризов еще есть — например, если появятся неожиданные игроки.
Чья политическая карьера закончится с грядущими выборами?
— Поскольку казахстанский электорат традиционно склонен отдавать предпочтение персоналиям, а не институтам и общественным объединениям, — считает эксперт.
У нас партии запоминают не по оригинальным повесткам, а по персонам
Калиев также подчеркнул, что этот факт мешает консолидации оппозиции, поскольку никто не хочет быть вторым номером. Поэтому
вместо объединения в одну сильную партию большинство хочет обзавестись пусть слабой, но собственной
— Проблема избыточной персонализации свойственна и другим постсоветским республикам. В Беларуси выступают не за Тихановскую, а против Лукашенко. И Зеленского выбирали «против прежних», — утверждает он.
Калиев полагает, что партийный список Nur Otan может стать эффективней других именно за счет узнаваемых и популярных в обществе фигур.
— Но это не делает партийное поле качественным
Точнее, это тот случай, когда персоналиям необходимо делать партии сильнее, а не наоборот. Хотя в классическом варианте инфраструктурой органичного развития и становления политических личностей, их качественной селекции и кристаллизации политических взглядов должны быть именно партия и гражданское общество, — отметил эксперт.
Одновременно он считает, что большую активность приобретают скрытые от широкой публики внутриэлитные противостояния. То, что Черчилль называл «схваткой бульдогов под ковром». Причем эти схватки более ожесточенные, чем публичная борьба.
Если в элите начнется борьба, партии будут лишь инструментами — Чеботарев
— Они существовали и были неизбежны в любых условиях — выступления младорков, разгром ДВК, демонтаж кланов Рахата Алиева, а затем Бергея Рыскалиева и Аслана Мусина — лишь часть наиболее громких и заметных событий. И
любое осложнение экономической ситуации неизбежно характеризуется обострением внутриэлитных столкновений,
обусловленных жесткой конкуренцией за контроль над распределением сужающихся финансовых потоков, — подчеркнул Калиев.
В рамках этой схватки эксперт прогнозирует рост числа выявленных фактов коррупции, обострение информационных войн, все большее число анонимных телеграм-каналов с компрометирующими сливами. Возможно крушение позиций кого-то из верхних или даже высшего эшелонов власти.
— Подобным атакам уже подверглись Булат Утемуратов и Тимур Кулибаев. Вероятнее всего, под прицелом окажутся и другие тяжеловесы из «старой гвардии», — подчеркнул он.
Кроме того, эксперт ожидает «масштабное обновление элит»,
в рамках которого многие кланы могут быть вытеснены на обочину
— Учитывая это, ставки на текущих парламентских выборах взлетают до уровня чрезвычайно высоких. И при всем внешнем благодушии участников электорального процесса каждый из них может выступать в качестве ключевой ставки отдельных групп, намеренных
использовать партию и депутатские мандаты в качестве главного страховочного механизма
А это означает самый высокий уровень заинтересованности и жесткой конкуренции, — уверен он.
9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией. Директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов проанализировал антикоррупционные предложения казахстанских партий. Список он опубликовал на своей странице Facebook.
1. «Партия «Адал» (бывшая «Бiрлiк) – предлагает создать антикоррупционные суды. Правда, что это такое, не очень понятно.
— На данный момент уголовные дела по коррупции рассматривают суды общей юрисдикции. А следовало бы передать их в СМУСы – специализированные межрайонные суды по тяжким и особо тяжким делам, потому что коррупция — это тяжкое преступление. Нет необходимости тратить большие средства для создания отдельных антикоррупционных судов, — считает Башимов.
2. Партия «Народная партия Казахстана» (бывшая Коммунистическая народная партия) обещает «добиваться организации народного контроля за деятельностью органов власти». Также содержатся общие фразы о решительных мерах по борьбе с преступностью, коррупцией и почему-то «другими формами разложения нравственности».
3. Партия Nur Otan выставила объемную программу по противодействию коррупции до 2025 года, где охвачены все сферы.
4. Партия «Ак жол» внесла более детальные предложения:
5. Партия «Ауыл» ничего не предлагает.
— Скоро начнется предвыборная агитация, и что партии хотят предпринимать для борьбы с коррупцией, можно спросить у самих партий, — резюмировал Башимов.