Кандидат филологических наук Бижомарт Капалбек предложил отказаться от советской методики преподавания, пишет портал Abai.
По мнению филолога, необходимо пересмотреть методику преподавания казахского языка, начиная с начальной школы. Сейчас в первом полугодии первоклассники изучают только азбуку. Во втором ее изучение заменяется предметом, который, по сути, объединяет два — «казахский язык» и «литературное чтение». Что неправильно.
«Цель изучения азбуки — научить, как правильно писать слово и читать его. Поэтому словарный запас «Азбуки» ограничен. Однако навыки чтения и письма формируются очень медленно. При этом только в третьей четверти детям начинают прививать речевые навыки за счет литературного чтения.
Дистанционный режим работы может стать новым трендом – обзор казСМИ
Я считаю, что дисциплины «Азбука» и «Родной язык» должны с начала года изучаться параллельно, как два отдельных предмета», — сказал Бижомарт Капалбек.
Филолог отмечает, что моноязычный словарный запас ребенка в этом возрасте составляет около 5 тысяч слов. Это доказано многочисленными исследованиями.
«Поэтому в первом полугодии не стоит тормозить развитие речевых навыков ребенка», — говорит филолог.
Также, по словам Бижомарта Капалбека, в первом классе преподается много ненужных предметов (самопознание, познание мира, естествознание, английский и русский языки). В этом случае глупо объединять в один предмет «Родной язык» (литературное чтение) и «Казахский язык».
Филолог назвал три ошибки методики преподавания, которые, по его мнению, являются остатками наследия советской системы, заточенной под изучение русского языка.
Казахский язык требует кардинальных изменений — казСМИ
1. В первом полугодии 1-го класса дети учат только буквы. При этом навыки общения, чтения и применения языка начинаются только во втором полугодии.
2. Интеграция во втором полугодии предметов «Казахский язык» и «Родной язык». Во 2-ом классе он становится таким предметом, как «Литературное чтение», дающим представление об элементарных языковых понятиях, формирующих навыки правильного чтения и грамотного письма. Эти предметы надо преподавать отдельно.
3. Интеграция в одном сразу трех предметов, которые дают казахскому первокласснику знания, необходимые в его жизни. Они служат основой для формирования личности с национальным мировоззрением. При том, что дети изучают бесполезные предметы.