Касым-Жомарт Токаев анонсировал целый пакет реформ, который пообещал представить в начале 2021 года. Коснуться они должны практически всех сфер жизни общества.
Между тем в обществе уже сформировались свои запросы, которые нуждаются в скорейшем удовлетворении. Доктор исторических наук Булат Султанов предупреждает, что иначе будет расти протестный потенциал, который может закончиться и взрывом. Время для реформ действительно пришло, и они должны быть проведены в интересах народа.
— Булат Клычбаевич, с чего следовало бы начать реформы? И какими они собственно должны быть? Понятно, что надо бороться с коррупцией и так далее, но нужны же конкретные шаги.
— Нас всегда учили, что экономика — это базис любого общества. Поэтому думаю, что нам надо навести в первую очередь порядок в экономике. И для начала решить вопрос с квазигоссектором.
Фактически сегодня у нас существуют два правительства, которые управляют двумя видами экономики
Причем наиболее лакомые куски как раз в квазигосударственном секторе.
И когда сейчас говорят, что деньги на что-либо взяты не из государственного бюджета, а выделила какая-нибудь дочка «Самрук Казыны», это лукавство.
«Пузырь» госкомпаний раздулся до опасных пределов — эксперты
— Вы предлагаете всех их ликвидировать?
— Нет, не ликвидировать, а слить воедино с официальными государственными структурами в единый госсектор. И попутно ликвидировать ту заработную плату, которая сейчас у чиновников квазигосударственного сектора. Наконец, поставить все это под жесткий контроль правительства.
То есть назрела необходимость создания единой экономики — чтобы прибыль получало государство и уже из этой прибыли делало социальные отчисления.
Золотовалютные резервы страны сократились на 1,5 млрд долларов
Кроме того, думаю, что в экономике необходимо использовать китайский опыт. Даже Запад фактически признает преимущество государственно-частной экономики Китая, потому что ни одна западная компания не может выдержать честной конкуренции с китайской экономической моделью. Отсюда санкции и всевозможное давление на Китай.
Вовсе не призываю отказаться от малого и среднего бизнеса, его как раз надо поддерживать. Но при этом должна быть сохранена ведущая роль государства в экономике.
В частности, предприятия стратегических отраслей должны находиться в государственной собственности
— Далее. Мы все заинтересованы в том, чтобы развивалось сельское хозяйство. Но сейчас оно может развиваться только в том случае, если его поддержит государство. Не надо изобретать велосипед, давайте просто вспомним опыт 20-30 годов прошлого века. Тогда создавались товарищества по обработке земли (так называемые ТОЗы), машинно-тракторные станции (МТС). Позже появились кооперативы, которые объединяли крестьян-единоличников. Такая же форма есть и в Израиле — так называемые кибуцы.
Почему сегодня не выгодно заниматься скотоводством?
Ставка на латифундистов неверна, в сельском хозяйстве тоже должно быть сочетание различных форм собственности. При этом я неоднократно говорил, что необходимо решить вопрос о наделении земельными участками всех граждан, которые заняты в сельской местности (или тех, кто живет в городах, но желает заниматься сельским хозяйством). В частную собственность отдавать до 10 соток, а больше — в долгосрочную аренду.
Надо найти некую «ниточку», за которую можно вытянуть весь агропром, а потом и экономику.
Например, в США в прошлом веке такой ниточкой стало автомобилестроение
Оно потянуло за собой строительство автодорог, потом начали создаваться сервисные предприятия по обслуживанию и дорог, и автомобилей. А далее уже понадобилось больше материалов, рабочих и тому подобного.
Если наделять землей, например, горожан без жилья, они начнут строить себе дома. Тогда им понадобятся стройматериалы, разные предметы обихода в большом числе и так далее. Государству придется помочь со строительством дорог и инженерных коммуникаций. Но в итоге «рассосется» вся та напряженность, которая сейчас в городах.
Ажиотаж в Алматы: спрос на жилье бьет рекорды
Если у человека появилось жилище, он уже может обзавестись семьей — а это решит демографическую проблему.
То есть сейчас наиболее важны реформы экономические, в частности, сельскохозяйственная и земельная.
— Одновременно с базисом надо решать и вопросы надстройки. Для этого провести для начала конституционную реформу.
Следует четко и ясно прописать, что президент может избираться не более чем на два срока без всяких исключений и оговорок.
Я бы еще добавил, что стремление к узурпации власти рассматриваться как государственное преступление
А в целом в основе всего должен лежать постулат о равенстве всех перед законом. Закон суров — но это закон. И если кто-то может безнаказанно нарушать закон, это говорит о нездоровом обществе.
Далее считаю необходимым изменить систему парламентских выборов, поскольку нынешняя не выдержала испытание временем. Нет настоящей борьбы за парламентские мандаты, нет агитации за кандидатов, потому что голосовать будут не за персоналии, а за ту или иную партию. Считаю это неправильным, потому что
каждый депутат должен отвечать перед избирателями персонально
Для чего вместо существующей ныне пропорциональной системы нужно ввести мажоритарно-пропорциональную.
— А чем плоха нынешняя? Партии формируют и предлагают избирателям списки, там вполне определенные персоны.
— Это фикция, потому что окончательный список руководство партии определит позже. В списках сейчас могут быть известные и популярные личности, но далеко не факт, что их утвердят в окончательном варианте.
Выборы, которых никто не заметил, или зачем Казахстану партии?
Что мы получаем в результате выборов по работающей сейчас системе? Парламент как был фактически придатком исполнительной власти, так им и останется. Там должны быть те, кто может защищать интересы избирателей, но на заседаниях мы видим в основном серую массу, которая может только голосовать, как прикажет руководство.
— Следующий объект для реформ всем известные здравоохранение и образование. В том числе та сфера, которую я бы назвал «воспитательной». Но о ней позже.
И образование, и здравоохранение должны быть бесплатными. Мы все платим налоги и разные платежи — от пенсионных взносов до медицинской страховки. Фактически отдаем государству пятую часть доходов и ожидаем от него соответствующего поведения.
— Бесплатное школьное образование у нас уже есть. Или лучше сказать «еще»?
— А должно быть бесплатным с первого класса и до окончания высшего учебного заведения. Тогда мы сможем говорить о социальном государстве. А сейчас мы закладываем систему барьеров в обществе уже с начальной школы, когда дети богатых получают качественное образование за границей или в каких-то специальных интеллектуальных школах. А какой-нибудь сельчанин-шаруа такой возможности не имеет. И когда он подрастет, поедет в город, но не имея ни образования, ни профессии.
В городе он пополнит ряды недовольных, а самые ожесточенные — уже ряды криминала
То есть социальную несправедливость мы сами создаем в обществе. А потом удивляемся, почему у нас выросла такая молодежь, которая по любому призыву может выйти на улицы. Пока правоохранительные органы как-то сдерживают эту опасность, но мы должны четко понимать, что основа — в социальной несправедливости.
В Норвегии есть закон, по которому зарплата министра не может превышать зарплату уборщицы в этом министерстве больше чем в три раза. И если министр хочет повысить себе зарплату, он автоматически должен повысить и зарплату уборщицы.
Заявления Токаева верны, теперь нужны конкретные шаги — политолог
В обществе всегда будут богатые и бедные, всеобщее равенство — это иллюзия. Но, во-первых, не должно быть нищих и супербогатых. Во-вторых, между бедными и богатыми должна быть своеобразная прослойка, которая придаст устойчивость обществу. Это средний класс, состоящий из МСБ, инженеров, врачей, учителей, которые бы получали достойную зарплату и могли причислять себя не к бедным, как сейчас.
Средний класс — это гарантия того, что общество не будет «качать» из стороны в сторону
Окончание следует