Квазигосударственные компании продолжают «сосать» бюджетные деньги. Их эффективность оставляет желать лучшего, а программы трансформации не работают. Необходимы новый подход в оценке их эффективности и усиленная волна приватизации.
Государство продолжает «накачивать» квазигосударственный сектор бюджетным финансированием, независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Согласно данным республиканского бюджета за 2017 год, квазигоссектор продолжает финансироваться через приобретение финансовых активов и бюджетное кредитование.
За 2017 год квазигосударственные компании получат более 300 млрд тенге из республиканского бюджета
Об этом рассказала Шолпан Айтенова, директор Zertteu Research Institute на круглом столе АГ «Кипр» «Эффективность квазигосударственного сектора: вопросы и предложения».
По ее словам, на сегодняшний день совершенно разные квазигосударственные компании причисляются к одному сектору, что в корне неверно. Ведь многие из них значительно отличаются и по масштабам, и по принципам деятельности.
— В законодательстве сегодня существует только понятие «субъекты квазигосударственного сектора», соответственно и нет четких критериев, какие компании в него входят, — отмечает Айтенова.
Если верить различным источникам, сегодня субъектов квазигоссектора насчитывается порядка 6000 — в их число входят и госпредприятия, и ТОО, и АО.
— К примеру,
в квазигоссектор может входить как предприятие «Казгидромет», так и детский сад в селе Коянды,
хотя это совершенно разные по специфике и охвату организации. В законодательстве нет понятия квазигоссектора, которое разграничивает те компании, которые принадлежат государству и работают на экономику, и те, которые предоставляют сервисные услуги и являются бюджетозависимыми агентствами, — отмечает Айтенова.
Что касается доли ВВП квазигоссектора, по ее наблюдениям, в разных источниках фигурируют совершенно разные цифры.
— О размерах и стоимости государственных активов много говорят, но четких ответов со стороны государства на этот счет нет. И в экспертном сообществе нередко на дискуссиях озвучиваются цифры, начиная от 14% ВВП и заканчивая цифрой до 60% ВВП, приведенной на АЭФ, — говорит она.
Оценка результативности и эффективности квазигоссектора, которая проводится в настоящее время, не внушает Шолпан Айтеновой доверия.
— Сегодня этим занимаются:
— Внутри департамента политики управления госактивами МНЭ есть управление оценки эффективности управления государственными активами. Там работают семь-восемь человек вместе с начальником управления. Вот и судите сами,
как восемь человек может проконтролировать эффективность 6000 организаций квазигоссектора?
Как-то несоразмерно получается, — замечает она.
Что касается Счетного комитета, по ее словам, оценку квазигоссектора он проводит ежегодно, но она направлена больше на выявление нарушений и ошибок. И это не влияет на управление процессом. Комитет госимущества и приватизации проводит только оценку владения государственным имущетсвом. А НПП, по ее предположению, и вовсе не проводит мониторинг квазигоссектора.
— Сегодня мы можем наблюдать смещение оценки эффективности управления квазигосударственным сектором и государственной собственностью. Не ведется управления с точки зрения бизнес-процессов, которые должны приносить доход и эффективность, — делится наблюдениями эксперт.
Шолпан Айтенова утверждает, что
для усиления контроля эффективности деятельности квазигоссектора Казахстану стоит взять на вооружение южно-корейский опыт
Именно там для этих целей ежегодно собирается комиссия из 130-ти внешних консультантов — аудиторов и бухгалтеров. Они проводят оценку в течение трех месяцев, по итогам которой выводится решение о размере вознаграждения субъектов квазигосударственного сектора.
— Система оценки там очень четкая, ясная и краткая. Она включает всего лишь 3 категории и 20 показателей. Для примера могу привести один из отчетов, который требует Министерство нацэкономики по квазигосударственному сектору. Он содержит 30 разделов. И если их умножить на 6000 организаций, можно увидеть масштабы этой информации, которая может быть и не нужна, — уверяет она.
Рахим Ошакбаев, директор Центра прикладных исследований «Талап» считает, что сегодня квазигоссектор вышел
из под контроля правительства.
— В 2015 году глава государства четко ставил задачи, которые сейчас, в 2017 году, выглядят весьма актуальными. Он тогда констатировал, что холдинги «Самрук-Казына» и «Казагро» неэффективно контролируют огромные активы. Активы «Самрук-Казына» тогда составляли более 40%, а сейчас эта цифра уже приближается к 60% и включает более 500 «внучек» и «правнучек». Очевидно одно:
холдинги стали неэффективным посредником между бюджетом и банками
Все это сопровождается раздутыми штатами и потреблением огромных бюджетных ресурсов и в то же время приводит к вытеснению частной инициативы, — подчеркивает он.
После приватизации все три управляющих холдинга — Самрук-Казына», «Казагро» и «Байтерек» — должны быть преобразованы в компактные организации, а это, по мнению Ошакбаева, говорит о том, что администрация президента адекватно понимает ситуацию. И тем не менее за два года ситуация ухудшилась. Взглянув на статистику приватизации, можно убедиться, что из 378 объектов нацхолдингов и нацкомпаний продано только 93 объекта, или всего 25%.
Согласно анализу центра «Талап», за последние девять лет свыше 34 млрд долларов были влиты в уставной капитал субъектов квазигоссектора.
— Дивиденды при этом составили 1,6 млрд тенге. Возможно, у нас не полная информация, но с экономической точки зрения, что вложили и что получили — обмен выходит неравноценный, — говорит Ошакбаев.
Ошакбаев подчеркивает, что государство также ставило задачу по повышению эффективности квазигоссектора, в рамках которой в том числе была заявлена программа трансформации «Самрук-Казына». Но по мнению экономиста, в рамках этой трансформации были поставлены несколько противоречивые цели:
— К сожалению, это достаточно очевидное противоречие не нашло какой-то публичной оценки. Мы видим, что
программа трансформации ставила задачу сократить количество компаний в портфеле до 300, а в итоге, наоборот, увеличила их до 450-500.
Дивидендная доходность в 2019 году должна составлять 190 млрд тенге, или 205% чистой прибыли, однако в 2016 году удалось получить лишь 2%. Текущая ситуация достаточно далека от поставленной задачи. Из всего этого можно сделать вывод, что
квазигоссектор, аккумулируя очень большие ресурсы и финансовые потоки, обладает невероятной живучестью и переговорной силой,
а подходы трансформации неэффективны, — утверждает Ошакбаев.
По мнению экономиста Петра Своика, учитывая сегодняшнюю неэффективность госсектора, встает вопрос, сразу ли «вскрыть этот нарыв» или «лечить примочками».
— Можно конечно «вскрыть» сразу, проявив политическую волю и до конца этого года выполнить все поставленные задачи по приватизации и компактизации госхолдингов, тогда мы получим сильнейший экономический эффект. У нас в несколько раз вырастет производительность труда и поднимутся все основные показатели нашей экономики. Но какой экономики? Внешне ориентированной. Такая экономическая модель будет резко оздоровлена и интенсифицирована. Будут, конечно, и некоторые издержки. Какие? Напомню: более 70% ВВП у нас обеспечивается менее 7% рабочих мест. Остальные не очень-то и нужны. Их надо резко ликвидировать через приватизацию, тогда определенная часть неконкурентоспособных мощностей уйдет с рынка. А другая часть перейдет в более высокий дорогой рыночный сегмент с соответствующим уменьшением в нем покупателей. Сегодня мы в сырьевую экономику вляпались капитально, оттуда не выскочим. И в то же время у нее много достоинств. Но надо, понимая эту часть, сформулировать и другую:
поставить наконец перед «Самрук-Казына» нормальные задачи. А те задачи, которые перед ним ставятся из года в год, это полная «занаученная» дребедень
И для чего этот холдинг существует в нашей стране — непонятно. Он не отвечает ни за ГПФИИР, ни за «Нурлы жол», отвечает за какую-то трансформацию, под которую создал департаменты с огромным количеством людей, а задачи реальной нет, — заключает Своик.