Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Как я выдвигал «Дос-Мукасан на премию «Грэмми», и что из этого получилось! Часть 2

3559

Начало смотрите здесь…

Потом С. прислал микс песен тех лет, объединенных одним битом, куда были искусно вмонтированы фрагменты из «Бетпак дала». А это непросто. Найти нужные части, совместить биты и правильно подогнать звуковые частоты. Таким образом, он создал впечатляющее произведение минут на сорок!

Господин П. написал, что он арт-директор музыкального фестиваля Globaltica  (Фестиваль мировых культур, Польша) и что в восторге от «Бетпак дала». Интересовался, записывали ли мы еще подобные треки, и где-бы найти повторный релиз пластинки, так как оригинальный винил покупать слишком дорого.

И еще меня удивило, что в киевской редакции альманаха «Новый Гильгамеш», где опубликовали мой рассказ в 2017 году, хорошо знали и слушали эту композицию!

Психоделия «made in KZ»

Потом прислали пару ссылок на российские издания. РИА НОВОСТИ сообщали о том, что фирма «Мелодия» представила сборник «Советская психоделия». О композиции «Бетпак Дала» там написано:

« …Когда слушаешь эту казахскую группу, легко представляешь, что история могла бы пойти по альтернативному пути: вместо или наравне с Pink Floyd и Джимом Моррисоном мировыми идолами могли бы быть студенты из Казахстана».

Жаркент: о чем молчат поющие барханы? История древнего города

Это меня впечатлило, особенно фраза «…вместо или наравне с Pink Floyd и Джимом Моррисоном мировыми идолами»!!!

На известном сайте COLTA.RU была опубликована статья «Советская психоделия. ОТ АЛМА-АТЫ ДО КАУНАСА В ПОИСКАХ СОВЕТСКОГО ПСИХОДЕЛИЧЕСКОГО ЗВУКА»
И вот там же о группе и композиции:

«…композиция «Бетпак Дала»… нетипичная песня для «Дос-Мукасан», в основном аккуратно переигрывавших народные песни на электрогитарах и исполнявших, как и все ВИА, скучные песни советских композиторов. Такого ураганного рока ни они, ни кто-либо еще в Советском Союзе больше не записывал. Неудивительно, что мелодиевский альбом с «Бетпак Дала» — одна из самых разыскиваемых и дорогих советских виниловых пластинок».

Хотя в этих публикациях и приводятся еще некоторые произведения других советских исполнителей, но они явно не дотягивают до классического психоделического рок-стиля. Ведь характерной чертой этой музыки являются длительные и заковыристые сольные партии ведущих инструментов, разные акустические эффекты, нестандартные гармонии, вызывающие состояние кайфа или даже галлюцинации.

Это значит, что «Бетпак дала» единственное произведение в СССР, сыгранное в манере западного психоделического рока, а «советская психоделия» родилась в Казахстане и там же умерла! Послушайте — это типичный образец психоделического рока того времени.

А потом на меня вышли представители российской компании, которые искали возможность осуществить издание этот раритетного винила. И я дал им нужные контакты, после чего собственно переиздание состоялось.

Считается, что психоделическая музыка появилась в США, в Сан-Франциско, первыми ее стали исполнять группы Grateful Dead, Jefferson Airplane, Quicksilver Messenger Service и другие. В Англии пионерами психоделии стали The Beatles с песней «Tomorrow Never Knows» (альбом «Revolver» 1966 года). Pink Floyd пошли дальше, расширив горизонты. Также вспомним Джима «The Doors», Джимми Хэндрикса, Джэнис Джоплин и других…

Почему я не пошел на юбилей «Досов»

Как бывшего участника «Золотого состава» ансамбля, в 2017 году меня позвали на юбилей «ВИА Дос-Мукасан» и вручили пригласительный. Я работал там с 1974 по 1985, с перерывом в два года. В первый раз ушел оттуда, круто разругавшись с руководством, хотя злые языки утверждают, что меня выперли из ансамбля за пьянку! Между прочим, в группе тогда почти все бухали, ведь среди музыкантов и вообще людей творческих того времени это было в порядке вещей.

А потом, в 1984 году, меня снова позвали в группу, но я опять ушел оттуда через пару лет. Наверное, устал от них, как и они от меня. Да и времена уже наступали другие, рождалась новая страна, которая требовала новой музыки. Как известно, история повторяется дважды: в первый раз как трагедия, а потом как трагифарс.

А перед самым юбилейным концертом выяснились некоторые не очень приятные моменты этого предстоящего праздника. Оказывается, выступать live на этом концерте мы не будем, в шоу примут участие только нынешние участники очередного состава группы и приглашенные артисты.

В том, что состав «Досов» постоянно обновлялся, ничего удивительного нет: 50 лет пролетело с основания ансамбля, за это время через группу прошли десятки музыкантов. Мне было только непонятно, почему не дать сыграть пару нот или пропеть пару куплетов музыкантам, которые честно отработали десятки, а может и даже сотни шоу на сцене этого самого Дворца Республики в Алма-Ате? А значит, часть их жизни была отдана группе.

Чувакам было бы приятно вспомнить боевую молодость, а зрители увидели бы аутентичное выступление бывших участников ансамбля. Такое практикуется во всем мире. На юбилеи разных групп и коллективов своих бывших соратников на сцену вывозят даже в инвалидных колясках, чтобы тем самым отдать дань уважения, выказать им респект за многолетний и честный труд во славу музыки.

Воскресить Джона Леннона в Алма-Ате, или Невероятная история битловской скамейки — Часть 1

А потом совершенно случайно я столкнулся нос к носу с Ерланом Кокеевым (группа «К7») , который поинтересовался, буду ли я на юбилее «Дос-Мукасана», и рассказал, что его группа в рамках своего сета исполнит в том числе инструментальную пьесу «Бетпак Дала». Что это очень сложная вещь, и их барабанщик «снял» один в один мое соло на барабанах оттуда, и что все это будет сыграно не под «фанеру», а живьем.

Как раз примерно в это время и начался неожиданный движняк вокруг психоделии «Бетпак Далы». И мне вообще стало не в кайф… Ведь я сам мог сыграть это соло, оно ведь мной придумано (хотя оно не сложное, но точно вписалось в композицию), да и барабанные палочки еще из рук не вываливаются от дряхлости.

После этого решил не ходить на этот юбилей, не хотелось исполнять роль мебели. И некоторые бывшие участники «золотого состава» группы тоже последовали моему примеру. Потому что, как оказалось, это был не наш праздник.

«Золотой состав»

А теперь объясню, что такое, вернее, кто такие «золотой состав» ВИА «Дос-Мукасан». Это участники третьего по счету состава группы, которые с периода 1975 по 1980 годы добились значительных успехов в творчестве группы. На Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» были записаны и тиражированы два диска-гиганта, на одном из них как раз композиция «Бетпак дала». Также об ансамбле был снят фильм-концерт.

Коллектив объездил с гастролями почти весь СССР — от Тихого Океана до Балтики и от Кавказа до Полярного круга: Азербайджан, Грузия, Армения, Белоруссия, Украина, Латвия, Литва, Эстония, Киргизия, Узбекистан и, конечно, РСФСР. Месяц путешествовали на агитпоезде «Комсомольская правда» по Байкало-Амурской магистрали.

А еще впервые выступали за границей с коммерческими гастролями. В Чехословакии концерты шли на ура, в Турции в 1978 году в Измире было вообще по два выступления в день, и толпа ломилась на каждое шоу. Была полугодовая поездка к берегам стран Карибского бассейна и США, Новый Орлеан (я туда не попал. Об этом в следующей части.) И еще, до своего ухода я начал репетировать рок-оперу, которая так и не стала популярной.

Иначе говоря, это был «золотой» период для «Дос Мукасана». Вот имена тех, кто работал в то время в группе: руководитель Мурат Кусаинов — гитара, вокал, Бахытжан Джумадилов — вокал, шанкобыз, Нуртас Кусаинов — вокал, Аскар Джанкушуков — гитара, вокал, Багдад Айдарханов — клавишные, тромбон, вокал, Мурат Сарыбаев — бас-гитара, вокал, Арсен Баянов — барабаны перкуссия.

Примерно в то же время в коллективе работали две девушки-вокалистки: Таскын Нарбаева и Дарига Джаппарова (Дарига была еще скрипачкой, и между прочим, в свое время пела джаз в ансамбле, где на барабанах играл Тахир Ибрагимов).

Узаконенный грабеж и молодая кровь…

Таким образом, «Золотой состав» сформировался в 1975 году. Как раз в то время музыканты из предыдущего состава — Досым Сулеев, Шарип Омаров, Мейрбек Молдабеков и другие ушли в науку, и решили пригласить новых молодых музыкантов, то есть влить в группу молодую горячую кровь.

Именно тогда «Досы» поменяли статус студенческого ансамбля Политехнического института на профессиональный, став штатным коллективом творческого объединения «Казахконцерт» со всеми вытекающими.

То есть профессиональным менеджментом, концертной ставкой, гастрольным графиком, частично оплачиваемым репетиционным периодом (было и такое, репетируешь несколько месяцев новую программу, а тебе еще деньги платят), купленной за госсчет звуковой аппаратурой, концертными костюмам и т. д. По тем временам условия просто шикарные!

Как выяснилось позже, все, что платило нам государство, было сущими копейками по сравнению с тем, что зарабатывала группа – ведь на наших концертах всегда был аншлаг! И 95 процентов дохода от этих туров (если не больше) по родной стране и за рубежом поступало в республиканский бюджет. Фактически это был узаконенный грабеж…

Но именно с приходом молодых сил в ВИА «Дос Мукасан» началось переформатирование группы, которое привело к появлению беспрецедентной пластинки 1976 года, на которой как раз и записана знаменитая «Бетпак Дала». А ведь «Досы» тогда в республике и даже за ее пределами были в зените славы.

Гремели хиты «ТОЙ ЖЫРЫ (Свадебная)», «Кудаша», «Алматы түні» и другие, был снят документальный фильм, парни стали лауреатами «Берлинского фестиваля молодежи и студентов», а также лауреатами очень престижного «Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве», где «Дос-Мукасан» занял второе место, поделив его с «Песнярами». А еще были разные комсомольские премии, о которых сейчас умалчивается. Но все это были заслуги прошлого, нужно было двигаться вперед.

И тогда в 1975 году ансамбль разделился на две (условные) фракции. Одни ничего не хотели менять — пусть все останется по-прежнему, будут только обработки народных песен и свои песни, в том же старомодном стиле. Другие желали перемен и хотели, чтобы группа зазвучала более современно, ведь тогда на весь мир гремел hard-rock, jazz-rock, и на пике были психоделические западные группы. «Перемен требовали наши сердца…»

Продолжение следует…

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter