Коррупция — явление сложное, и моментально работающих рецептов в борьбе с ней нет. Но есть целая система правил разного калибра, которые помогают эффективно снижать риски.
Одна из таких поправок — 2-хлетний запрет для бывшего чиновника на работу в частной компании. Подробно об этом методе рассказывает Александр Гафт, израильский специалист по предотвращению финансовых преступлений (ICA), специалист по борьбе с мошенничеством (CFE), аудитор информационных систем (CISA). Он с 2010 года занимается вопросами противодействия коррупции в международных компаниях.
У него большой опыт работы в Израиле, России, Украине, Казахстане, Кыргызстане, Армении, Грузии, Узбекистане, Таджикистане и странах Восточной Европы.
Эксперт подробно остановился на двух антикоррупционных инициативах.
По словам Гафта, связи даже бывшего чиновника — это основа для коррупционных махинаций. Эксперт предлагает две меры:
По словам Александра Гафта, должностное лицо, осуществлявшее контроль за какой-то сферой экономики, после ухода с должности может устроиться на работу в этой отрасли, что не очень корректно:
— Часто это может являться скрытым вознаграждением за поддержку и фаворитизм на прошлом месте работы. Фаворитизм, или другое его название — кронизм, означает предоставление выгод по знакомству друзьям, родственникам, доверенным лицам, независимо от заслуг. Поэтому нужен «период охлаждения» — срок, в течение которого чиновникам запрещено работать в частном секторе, в компаниях, имеющих отношение к их предыдущей деятельности.
В Норвегии и Испании запрещена любая работа в частном секторе в «Период охлаждения». И это не идет в разрез с правом на любую работу, считает эксперт.
В других странах, таких как Франция, Швеция, Португалия запрещена только работа, связанная с потенциальным конфликтом интересов.
В США существует полный запрет госслужащим работать на частные компании, если им по службе приходилось заниматься вопросами связанными с этими компаниями.
В Латвии введен 2-х летний запрет на принятия решений по компании бывшему работодателю госслужащего.
— Кроме того, применяется запрет на ведение переговоров о трудовом договоре в частном секторе, пока человек состоит на госслужбе, — уточняет Гафт. — Необходимо оповестить руководство о ведении переговоров по трудоустройству в частном секторе. Это в США и Канаде. В Испании перед переходом в частный сектор для распознания потенциального конфликта интересов нужно провести интервью с руководством. А вот во Франции и Британии создается комиссия по Этике для рассмотрения спорных вопросов.
Израильский эксперт считает, что нужно четко определить в Законе понятие «Конфликт интересов» для госслужащих и включить их в начальный перечень.
— Кроме того, рассмотреть введение «Периода охлаждения» для госслужащих, в течение одного года. Обязать госслужащих оповещать руководство о получении предложения на работу в частном секторе.
Александр Гафт предлагает наделить Антикоррупционное агентство РК полномочиями собирать уведомления о передвижении чиновников в частный сектор.
Ввести «реестр решений» чиновников различных министерств и ведомств по частному сектору. И обязать госслужащих проходить обучение по Этике.
Вторая инициатива касается закрепления в Трудовой Кодекс дополнительного основания для увольнения за нарушение актов работодателя, направленных на противодействие коррупции.
Инициаторы предложили Трудовой Кодекс Республики Казахстан дополнить подпунктом 21-1) пункта 1 статьи 52,
включив положение, согласно которому дополнительным основанием для увольнения по инициативе работодателя будет являться однократное нарушение работником актов работодателя по противодействию коррупции, которое повлекло причинение убытков работодателю и(либо) стало причиной привлечение к ответственности компании и (либо) опорочило ее деловую репутацию.
Александр Гафт говорит, что знает из личного опыта, что
практически невозможно уволить сотрудника за нарушения в области коррупции и мошенничества
— Сотрудник увольняется по собственному желанию с компенсацией и рекомендациями, и продолжает свою «деятельность» у другого работодателя.
Немедленное увольнение возможно за грубое нарушение Трудового и/или Этического кодекса поведения:
Дополнительно должна быть проведена служебная проверка перед увольнением.
— Важно отметить что увольнение по статье «Потеря Доверия» не применяется совсем или не является нарушением рабочих обязанностей, а обстоятельством. Например, потеря доверия между Генеральным директором и его Финансовым директором, которая не позволяет им дальше сотрудничать.