Председатель ассоциации практикующих экологов Лаура Маликова назвала причины, по которым в стране не строятся мусороперерабатывающие заводы, пишет baq.kz.
В очередном выпуске программы «Желмая» разговор шел об экологии. В частности, собеседник ведущего, эколог Лаура Маликова отметила, что массовый перевод, особенно ТЭЦ, с угля на газ дело хорошее. Однако в плане улучшения экологической обстановки в городах существует достаточно много нюансов, которые власти не учитывают. Например, зеленые насаждения.
«Каждое растение выполняет свою роль в окружающей среде. Например, елка применяется в ландшафтном дизайне как декоративная деталь. А дубы и карагачи снижают концентрацию вредных веществ. Но у нас вместо полезных для экологии карагачей для сажают елки — просто так, для красоты. Это неправильно», — считает эколог.
Жить без музыки сложно, но можно: шоу-бизнес и сам не знает свои потери
Также, по ее мнению, необходимо значительно увеличить количество деревьев в городах, высаженных именно вплотную к дорогам.
«Мы измерили качество воздуха на столичных дорогах. Там, где деревьев нет, воздух гораздо грязнее. То есть у дорог обязательно должны быть зеленые насаждения. Потому что между загрязнителями, а это в первую очередь автомобили, и тротуарами нужен своеобразный зеленый барьер», — сказала Лаура Маликова.
Также эколог посетовала на несовершенство экологического кодекса, который позволяет особо «грязным» предприятиям минимизировать число проверок выбросов до 4 раз в год. И еще Лаура Маликова сравнила экологическую политику Казахстана и Швеции.
«В 1970-годах в Швеции была «экологическая революция». Активизировались общественные движения за чистый воздух и воду. В результате были приняты соответствующие законы, которых у нас по-прежнему нет. И еще у них нет таких ресурсов, как газ и уголь. Поэтому они получают энергию, используя отходы в качестве сырья. В Швеции по сравнению с Казахстаном месячная сумма оплаты за отходы намного выше.
К тому же у нас в каждом регионе свои тарифы. Например, в Нур-Султане за бытовые отходы каждый человек платит 340 тенге. В Алматы — 520-540, в некоторых регионах от 60 до 100. При этом примерно 20-30% населения вообще не считают нужным оплачивать вывоз мусора, — отметила эколог.
Экономика восстанавливается за счет строительства — промышленность в минусе
По ее мнению, подобные низкие тарифы не могут подвигнуть бизнесменов на строительство заводов по переработке отходов. Решение одно — поднять тариф по всей стране.
По некоторым подсчетам, для инвестиционной привлекательности сферы переработки отходов средний тариф на каждого казахстанца должен составлять 660 тенге», — резюмировала Лаура Маликова.